В 2018 г. исполняется пять лет, как скорая помощь работает в системе ОМС. Врачи и пациенты не считают эти годы лучшими, так как вместе с обязательным страхованием пришла бюрократизация и штрафы за неправильное оформление документов. Нет документов — нет денег.
Вот отрывки из интервью с врачом скорой помощи, опубликованного летом 2015 г. в одной из подмосковных газет: «И теперь мы обязаны идентифицировать каждого больного. То есть приходится вносить в карту вызова данные паспорта и страхового полиса каждого поступившего к нам пациента. Это занимает время и отвлекает от непосредственного осмотра больного». Если бы бумажная работа отнимала лишь время — это было бы полбеды. Но… «Представьте ситуацию: в выходные население района за счет дачников увеличивается на четверть — это я знаю не понаслышке. А когда люди едут на дачу, они же не думают, что они едут болеть, и потому необходимых документов с собой не берут. Приехав по вызову к таким пациентам, мы не можем выполнить бумажную процедуру. При этом медицинскую помощь мы оказываем однозначно! А в дальнейшем у станции скорой помощи возникают проблемы со страховыми компаниями — такие вызовы трудно оплатить. Это негативно сказывается на материальном обеспечении станции и личном кошельке ее сотрудников».
Абсурдно, и все же после перевода скорой на тарифы ОМС за спасение пациента без полиса платит не федеральный бюджет, а региональный. Можно вытащить человека с того света, но, если у региона нет средств, доктора, совершившие чудо, получат свою, и так скромную, зарплату в весьма оптимизированном виде.
Как обстоят дела сейчас, в начале «второй пятилетки» погружения «03» в обязательное медстрахование, рассказал фельдшер скорой помощи, председатель независимого профсоюза фельдшеров скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков: «Правила игры меняются раз в 2–3 месяца — видимо, для того, чтобы мы делали больше ошибок. Штрафуют за каждую мелочь: например, на медицинском полисе печать стоит прямо на дате его выдачи. Разглядеть дату невозможно, но если врач неправильно запишет ее при заполнении карты вызова, с него снимут 10 % от тарифа ОМС за оказанную им помощь. Если в оформлении еще какие-либо неточности — могут оштрафовать и на все 30 %. Лечение больного без полиса оплачивает местная власть. Но есть ограничение по количеству таких вызовов. Сверх этой квоты не оплатит и регион… Бездомный человек с инфарктом будет спасен, но платить за его спасение страховщик не станет. Во всем мире страховая компания стоит посредником между больным и врачом. А у нас — посредником между врачом и его зарплатой. Соответственно, в ракурсе здоровья пациенты страховщиков не интересуют».