По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.22

Пути улучшения финансового контроля в системе здравоохранения

Savedoff W. D. Европейское региональное бюро ВОЗ, Барселона, Испания. Email: puelma@who.int
Fuenzalida-Puelma H. L. Европейское региональное бюро ВОЗ, Барселона, Испания. Email: puelma@who.int

Структуры систем здравоохранения стран Центральной и Восточной Европы (ЦЕ/ВЕ) претерпели радикальные изменения в плане как оказания медицинских услуг, так и их финансирования за последние 20 лет. В основном реформы фокусировались на мобилизации ресурсов для испытывающих нехватку средств систем, поиске новых способов управления персоналом и учреждениями и разрушении централизованных форм руководства. Эти насущные вопросы здравоохранения остаются актуальными, в то время как указанные страны боролись с последствиями грандиозной перестройки своих обществ в результате заката эры коммунизма, которая зачастую сопровождалась экономическим кризисом и политической нестабильностью.

Литература:

1. Busse R., Saltman R. B., Dubois H. F. W. (2004). Organization and fi nancing of social health insurance systems: current status and recent policy developments / In: Saltman R. B., Busse R., Figueras J., eds. Social health insurance systems in western Europe. Maidenhead, Open University Press: 33–80.

2. Chinitz D., Wismar M., Le Pen C. (2004). Governance and (self-)regulation in social health insurance systems / In: Saltman R. B., Busse R., Figueras J., eds. Social health insurance systems in western Europe. Maidenhead, Open University Press:155–169.

3. Dodgson R., Lee K., Drager N. (2002). Global health governance. A conceptual review. Discussion Paper No. 1, Global Change & Health, February 2002. London, London School of Hygiene & Tropical Medicine and World Health Organization, Department of Health & Development.

4. EHIF (2007). Estonian Health Insurance Fund annual report 2006. Tallinn, Estonian Health Insurance Fund (http://www.haigekassa.ee/fles/eng_ehif_annual/EHIF_An-nual%20Report_2006.pdf, accessed 1 August 2009).

5. EHIF (2008). Estonian Health Insurance Fund annual report 2007. Tallinn, Estonian Health Insurance Fund (http://www.haigekassa.ee/fl es/eng _ehif_ annual/EHIF_Annual_Report_2007.pdf, accessed 1 August 2009).

6. Habicht T. (2008). Governing a single-payer mandatory health insurance system: the case of Estonia / In: Savedoff W. D., Gottret P., eds. Governing mandatory health insurance: learningfrom experience. Washington, DC, World Bank:108–128.

7. Kempa M., Shearing C., Burris S. (2005). Changes in governance: a background review. Working paper. In: Salzburg Seminar on Governance of Health, 12 May 2005 to 12 August 2005. Philadelphia, PA, Temple University (http://www. temple.edu/ lawschool/phrhcs/salzburg/Global_Health_ Governance_Review. pdf, accessed 25 January 2009).

8. Kutzin J., Cashin C. (2002). Health system funding / In: McKee M., HealyJ., Falkingham J., eds. Health care in central Asia. Buckingham, Open University Press:92–107.

9. Maarse H., Paulus A., Kuiper G. (2005). Supervision in social health insurance: a four country study. Health Policy, 71(3):333–346.

10. Mossialos E. et al. (2002). Funding health care: options for Europe. Buckingham, Open University Press.

11. OECD (2004). OECD principles of corporate governance. Paris, Organisation for Economic Cooperation and Development.

12. OECD (2005). Guidelines for insurer’s governance. Prepared by the Directorate of Financial and Enterprise Aff airs and approved by OECD Council on 28 April 2005. Paris, Organisation for Economic Co-operation and Development.

13. Preker A. S., Harding A. (2003). A conceptual framework for the organizational reforms of hospitals / In: Preker A. S., Harding A., eds. Innovations in health service delivery: the corporatization of public hospitals. Washington, DC, World Bank:23–78.

14. Saltman R. B., Dubois H. F. W. (2004). The historical and social base of social health insurance systems / In: Saltman R. B., Busse R., Figueras J., eds. Social health insurance systems in western Europe. Maidenhead, Open University Press:21–32.

15. Saltman R. B., Busse R., Mossialos E., eds (2002). Regulating entrepreneurial behaviour in European health care systems. Buckingham, Open University Press.

16. Savedoff W. D. (2004). Tax-based fi nancing for health systems: options and experiences. Discussion Paper No. 4. Geneva, World Health Organization.

17. Savedoff W. D. (2008). Governing mandatory health insurance: concepts, framework, and cases / In: Savedoff W. D., Gottret P., eds. Governing mandatory health insurance: learning from experience. Washington, DC, World Bank:13–48.

18. Savedoff W. D., Hussmann K. (2006). The causes of corruption in the health sector: a focus on health care systems. In: Transparency International, Global corruption report 2006: corruption and health. London, Pluto Press:4-16.

19. Transparency International (2006). Global corruption report 2006: corruption and health. London, Pluto Press.

20. Williamson O. E. (1999). The mechanisms of governance. New York, Oxford University Press.

21. World Bank (1994). Governance: the World Bank’s experience. Development in practice. Washington, DC, World Bank.

22. World Bank (1996). Bureaucrats in business: the economics and politics of government ownership. Policy Research Report. Washington, DC, World Bank.

23. World Bank (1997). World development report 1997: the state in a changing world. Washington, DC, World Bank.

24. World Bank (2004). World development report: making services work for poor people. Washington, DC, World Bank.

26. Wyatt M. (2004). A handbook on NGO governance. Budapest, The Central and Eastern European Working Group on Nonprofi t Governance.

Непросто решить насущные вопросы финансирования и управления здравоохранением. Для того чтобы эти системы здравоохранения хорошо функционировали и легко адаптировались к изменяющимся обстоятельствам, ими необходимо эффективно управлять. Это, в свою очередь, требует надлежащего функционирования механизмов прозрачности, т. е. генерирования и распространения полезной информации о результатах деятельности, и подотчетности, т. е. передачи информации о результатах деятельности заинтересованным сторонам, имеющим полномочия требовать надлежащего управления.

Системы здравоохранения в мире достаточно неоднородны, даже среди стран с переходной экономикой есть значительные различия. Поэтому не существует самого хорошего метода управления. Но, по крайней мере, можно выделить три общих модели управления, связанные с разными структурами систем здравоохранения. Первая основывается главным образом на политических процессах и наблюдается в системах здравоохранения с преимущественно общественной системой оказания медицинской помощи (например, Швеция, КостаРика). Вторая модель основывается на комбинации механизмов частной подотчетности и общественного регулирования (например, кодексы корпоративного управления и органы, регулирующие медицинское страхование, в США или Чили). Третья модель включает в себя смесь политических и социальных процессов, управляющих автономными субъектами социального страхования, и в основном наблюдается в большинстве стран Западной Европы.

Среди стран ЦЕ/ВЕ некоторые (например, Эстония) совершенно определенно движутся к модели с автономными субъектами социального страхования. Другие страны (такие как Киргизия и Республика Молдова) имеют преимущественно общественную систему, управляемую посредством политических процессов, с учреждением национального страхового фонда, которая имеет много общего с субъектами, управляемыми посредством сочетания политических и социальных механизмов. Там, где система государственного финансирования распалась и преобладают личные платежи пациентов (например, в Таджикистане), кажется, что невозможно достичь надлежащего уровня подотчетности посредством методов политического руководства, общественного регулирования или рыночных механизмов. Большинство стран с переходной экономикой создали институт медицинского страхования с различной степенью автономности и отвели им роль ключевых участников систем здравоохранения. Управление этими новыми институтами страхования — непростая задача.

Для Цитирования:
Savedoff W. D., Fuenzalida-Puelma H. L., Пути улучшения финансового контроля в системе здравоохранения. Врач скорой помощи. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: