Непросто решить насущные вопросы финансирования и управления здравоохранением. Для того чтобы эти системы здравоохранения хорошо функционировали и легко адаптировались к изменяющимся обстоятельствам, ими необходимо эффективно управлять. Это, в свою очередь, требует надлежащего функционирования механизмов прозрачности, т. е. генерирования и распространения полезной информации о результатах деятельности, и подотчетности, т. е. передачи информации о результатах деятельности заинтересованным сторонам, имеющим полномочия требовать надлежащего управления.
Системы здравоохранения в мире достаточно неоднородны, даже среди стран с переходной экономикой есть значительные различия. Поэтому не существует самого хорошего метода управления. Но, по крайней мере, можно выделить три общих модели управления, связанные с разными структурами систем здравоохранения. Первая основывается главным образом на политических процессах и наблюдается в системах здравоохранения с преимущественно общественной системой оказания медицинской помощи (например, Швеция, КостаРика). Вторая модель основывается на комбинации механизмов частной подотчетности и общественного регулирования (например, кодексы корпоративного управления и органы, регулирующие медицинское страхование, в США или Чили). Третья модель включает в себя смесь политических и социальных процессов, управляющих автономными субъектами социального страхования, и в основном наблюдается в большинстве стран Западной Европы.
Среди стран ЦЕ/ВЕ некоторые (например, Эстония) совершенно определенно движутся к модели с автономными субъектами социального страхования. Другие страны (такие как Киргизия и Республика Молдова) имеют преимущественно общественную систему, управляемую посредством политических процессов, с учреждением национального страхового фонда, которая имеет много общего с субъектами, управляемыми посредством сочетания политических и социальных механизмов. Там, где система государственного финансирования распалась и преобладают личные платежи пациентов (например, в Таджикистане), кажется, что невозможно достичь надлежащего уровня подотчетности посредством методов политического руководства, общественного регулирования или рыночных механизмов. Большинство стран с переходной экономикой создали институт медицинского страхования с различной степенью автономности и отвели им роль ключевых участников систем здравоохранения. Управление этими новыми институтами страхования — непростая задача.