По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.3 DOI:10.33920/igt-01-2202-05

Пути совершенствования обеспечения мер государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

О.А. Пястолов канд. экон. наук, доцент, Российский университет кооперации
А.Ф. Стойнова студентка, Российский университет кооперации

Статья посвящена анализу современного состояния и проблемам развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Предложена корректировка миссии, цели развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Также выявлены факторы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности, и предложены системные меры, способы, механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. В работе рассмотрены и проанализированы нормы действующих в Российской Федерации мер поддержки малого и среднего бизнеса. Проведен ретроспективный анализ действующей нормативно-правовой базы. Также изучены аспект применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и востребованность его результатов в общей теории управления предпринимательской деятельностью. Авторами предложены коррективы и дополнения модели управления малым и средним бизнесом с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развития и совершенствования общей теории управления и перспектив работы на внешних рынках. Проведенное исследование помогает дополнить теоретическую картину эффективности применения нормативно-правовой базы малым и средним бизнесом, обеспечивает устойчивое поступательное развитие теории управления предпринимательством в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в стране.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Аверин А.В. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской агломерации / А.В. Аверин, А.А. Рязанов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2019. — № 1–1. — С. 24–31.

5. Алексеев А.Н. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки / А.Н. Алексеев, Д. Батулкин, А. Козырев // Транспортное дело России. — 2019. — № 1. — С. 39–41.

6. Воробьева В.Г. Методические рекомендации совершенствования системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в России / В.Г. Воробьева, Е.С. Ивлева // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 3 (104). — 0,88 п. л. (вклад автора — 0,68 п. л.).

7. Банк России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr. ru/statistics/?PrtId=sors (дата обращения: 05.04.2021).

8. Глобальный мониторинг предпринимательства — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://dprpko.ru/assets/files/2020/glob_ monitor_2019_2020.pdf (дата обращения: 07.04.2021).

9. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://www. economy.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).

10. Федеральная служба государственной статистики РФ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.04.2021).

1. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 29.06.2015) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii».

2. Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 goda № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

3. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 № 1083-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda».

4. Averin A.V. Sovershenstvovanie mehanizmov gosudarstvennoj podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Moskovskoj aglomeracii / A.V. Averin, A.A. Rjazanov // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. — 2019. — № 1–1. — S. 24–31.

5. Alekseev A.N. Malyj i srednij biznes v uslovijah innovacionnoj jekonomiki: osnovnye trudnosti i napravlenija podderzhki / A.N. Alekseev, D. Batulkin, A. Kozyrev // Transportnoe delo Rossii. — 2019. — № 1. — S. 39–41.

6. Vorob'jova, V.G. Metodicheskie rekomendacii sovershenstvovanija sistemy gosudarstvennogo regulirovanija i podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii / V.G. Vorob'jova, E.S. Ivleva // Jekonomika i predprinimatel'stvo. — 2019. — № 3 (104). — 0,88 p. l. (vklad avtora — 0,68 p. l.).

7. Bank Rossii — oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=sors (data obrashhenija: 05.04.2021).

8. Global'nyj monitoring predprinimatel'stva 2019 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https:// dprpko.ru/assets/files/2020/glob_monitor_2019_2020.pdf (data obrashhenija: 07.04.2021).

9. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii — oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://www.economy.gov. ru/ (data obrashhenija: 05.04.2021).

10. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki RF — oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.gks.ru (data obrashhenija: 05.04.2021).

Малый и средний бизнес в Российской Федерации (далее — РФ), будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности и обеспечения занятости граждан страны.

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению, образовательной деятельности. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, общепите [2].

Малые и средние предприятия — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан РФ. Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах РФ треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями и предприятиями [9].

Малое и среднее предпринимательство в РФ — это в первую очередь (по структуре основных средств) микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. На малые и средние предприятия приходится только 5–6% общего объема основных средств и 6–7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране [3].

Одной из проблем развития малого и среднего предпринимательства в РФ можно выделить низкую инновационную и инвестиционную активность малых и средних предприятий, а также рост уровня неформальной (латентной) занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки и ограниченными возможностями доступного кредитования на цели развития [5].

Хочется отметить, что малый и средний бизнес развивается на территории РФ неравномерно. Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46% общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц [10].

Для Цитирования:
О.А. Пястолов, А.Ф. Стойнова, Пути совершенствования обеспечения мер государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Товаровед продовольственных товаров. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: