В соответствии со сведениями на начало 2019 г. в Башкортостане числилось 1 228,6 тыс. зарегистрированных транспортных средств без учета самоходной техники. При использовании подобных машин появляются непригодные масла, всевозможные технические жидкости, тормозные колодки и шины (Федеральный классификационный каталог ФККО именует их как отходы обслуживания, ремонта и демонтажа автотранспорта). Самая большая часть от всего объема отходов приходится на бывшие в употреблении шины и покрышки (код ФККО 9 21 100 00 00 0).
Правительство России в своем Распоряжении № 1589-р от 25 июля 2017 г. определило список тех автомобильных отходов, которые запрещены к захоронению. В этот перечень попали и автомобильные шины отслужившее свое. Их нельзя отправлять на полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО). В Правилах обращения с ТКО (п. 13) говорится о том, что ответственность за обращение с такими отходами лежит на региональном операторе с момента помещения покрышек в мусоровоз.
В целом по стране не осуществляется должный надзор за обращением с этими отходами, их формированием и дальнейшей переработкой. Огромное количество автомобильных покрышек в нарушение норм отправляется на полигоны ТКО и нелегальные свалки. Например, в ноябре 2019 г. в ходе инспекции такой свалки было обнаружено захоронение около 1,5 тыс. использованных шин от различных транспортных средств. При этом подобная ситуация наблюдается практически на всех полигонах ТКО и нелегальных свалках. Это говорит о том, что многие шиномонтажные мастерские и автосервисы не контролируют процесс утилизации отходов, просто-напросто нарушая действующее законодательство. Не соблюдают его и крупные организации, предпочитая сэкономить на утилизации шин и покрышек, заключив более финансово-выгодный договор с компанией по вывозу и размещению мусора на полигонах и свалках якобы в качестве бытовых отходов.
Как оказалось, система сбора, доставки и утилизации автомобильных шин почти разрушена и не работает с экономической точки зрения. Утилизация покрышек позволяет получить резиновую крошку, которую используют в разработке покрытия для спортивных и детских площадок, а также добавляют в компоненты при дорожном строительстве. Но такие виды производства не показали достаточной для развития отрасли прибыли. Есть также технология по производству топлива из автомобильных шин с использованием пиролиза, но она и вовсе оказалась больше похожей на сказку, чем на реальное экономическое воплощение.