По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Пути реформирования транспортного строительства в России

Транспортное строительство с 2014 года продолжает медленно сокращаться. Падение объема рынка в 2018 году составило порядка 116 миллиардов рублей. Причины падения — санкционная и контрсанкционная политика, снижение цен на углеводороды, сокращение доли малого и среднего предпринимательства в России. Улучшение ситуации в сфере транспортного строительства возможно путем внедрения цифровизации управления, создания специальных проектных офисов. Идея проектных офисов впервые была использована в западных государствах для достижения экономического роста. В России проектные офисы в 2019 году создаются не везде: первые прообразы подобных структур были сформированы при Правительстве РФ при реализации программы национальных проектов; однако в коммерческих структурах такие форматы работы не получили должной популярности.

Российская экономика с 2014 года продолжает находиться в серьезном «стыковом» кризисе, спровоцированном как внутренними, так и внешними факторами (снижение цены на нефть, санкции некоторых стран Запада). В результате существенно сократилась доля транспортного строительства.

последние годы фиксируется постепенное сокращение количества инвестиций, которые направлялись на совершенствование объектов, относящихся к категории транспортной инфраструктуры. В 2018 году объем рынка был 800 миллиардов рублей. В 2017 году объем рынка был 916 миллиардов рублей (падение на 12 процентов).

Строительный сектор оценивается экспертами негативно: его рентабельность оценивается в пределах статистической погрешности, общие объемы финансовых ресурсов, задействованных в строительстве, сокращаются с 2014 года.

Сальдированный финансовый результат в строительстве (то есть вычитание из прибыли имеющихся убытков) дает следующие показатели:

• 2013 год — 600 миллиардов рублей;

• 2014 год — минус 70 миллиардов рублей;

• 2015 год — минус 54 миллиарда рублей;

• 2016 год — 39,8 миллиардов рублей;

• 2017 год — минус 30 миллиардов рублей.

Уровень рентабельности в строительстве в этот же период времени колеблется в пределах показателей 3–4,5 процента (по всей экономике этот же показатель составляет 7–9 процентов).

Не лучше ситуация обстоит и при оценке уровня зарплат сотрудников строительной сферы. Если следовать данным Росстата за 2018 год, то наиболее перспективными с финансовой точки зрения становятся субъекты, работающие в сфере инвестиционной, финансовой деятельности: их оклад составляет порядка 85 тысяч рублей. Для строительной сферы характерно колебания заработных плат в районе 34–39 тысяч рублей.

Причины сокращения инвестиционной привлекательности транспортного строительства:

Внешние факторы,

влияющие на количество и качество иностранных инвесторов. Если до периода санкций на территории РФ действовали сразу несколько зарубежных компаний (пример: поезда «Сапсан» — это поезда первого поколения компании Siemens, которая занималась разработкой высокоскоростных линий), то сейчас большинство из этих компаний официально свернули свою деятельность в России.

Для Цитирования:
Анна Сергеевна Лукашёва, Пути реформирования транспортного строительства в России. Нормирование и оплата труда в строительстве. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: