Российская экономика с 2014 года продолжает находиться в серьезном «стыковом» кризисе, спровоцированном как внутренними, так и внешними факторами (снижение цены на нефть, санкции некоторых стран Запада). В результате существенно сократилась доля транспортного строительства.
последние годы фиксируется постепенное сокращение количества инвестиций, которые направлялись на совершенствование объектов, относящихся к категории транспортной инфраструктуры. В 2018 году объем рынка был 800 миллиардов рублей. В 2017 году объем рынка был 916 миллиардов рублей (падение на 12 процентов).
Строительный сектор оценивается экспертами негативно: его рентабельность оценивается в пределах статистической погрешности, общие объемы финансовых ресурсов, задействованных в строительстве, сокращаются с 2014 года.
Сальдированный финансовый результат в строительстве (то есть вычитание из прибыли имеющихся убытков) дает следующие показатели:
• 2013 год — 600 миллиардов рублей;
• 2014 год — минус 70 миллиардов рублей;
• 2015 год — минус 54 миллиарда рублей;
• 2016 год — 39,8 миллиардов рублей;
• 2017 год — минус 30 миллиардов рублей.
Уровень рентабельности в строительстве в этот же период времени колеблется в пределах показателей 3–4,5 процента (по всей экономике этот же показатель составляет 7–9 процентов).
Не лучше ситуация обстоит и при оценке уровня зарплат сотрудников строительной сферы. Если следовать данным Росстата за 2018 год, то наиболее перспективными с финансовой точки зрения становятся субъекты, работающие в сфере инвестиционной, финансовой деятельности: их оклад составляет порядка 85 тысяч рублей. Для строительной сферы характерно колебания заработных плат в районе 34–39 тысяч рублей.
Причины сокращения инвестиционной привлекательности транспортного строительства:
Внешние факторы,
влияющие на количество и качество иностранных инвесторов. Если до периода санкций на территории РФ действовали сразу несколько зарубежных компаний (пример: поезда «Сапсан» — это поезда первого поколения компании Siemens, которая занималась разработкой высокоскоростных линий), то сейчас большинство из этих компаний официально свернули свою деятельность в России.