Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 гг. запланировано повышение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации до 40 % к 2020 г. Устранение физических и отношенческих барьеров, решение проблемы формирования доступной среды должны положительно повлиять на стимулирование трудовой и социальной активности инвалидов [1]. Целью подпрограммы 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» является повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов.
По данным Минтруда, в России уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет 25 % (около 1 млн человек). Численность инвалидов в возрасте 18 лет и старше, нуждающихся в трудоустройстве в обычных условиях производства с предоставлением соответствующих условий труда, — 66 477 человек. Численность инвалидов в возрасте 18 лет и старше, нуждающихся в трудоустройстве в специально созданных условиях и на дому, — 315 264 человека. Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в 2016 г. составила 142 929 человек, нашли работу 55 758 человек (по данным Федеральной службы по труду и занятости) [4].
В настоящее время в общероссийской базе вакансий размещено свыше 1,1 млн вакансий по всей стране, из которых более 66 тыс. подходят для инвалидов. Однако более 25 % безработных инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, ищут работу более одного года.
В целях решения проблемы в мае 2017 г. распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 гг. [3].
Планом предусматривается развитие нормативной базы:
— проекта федерального закона, предусматривающего совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов в части установления понятия соблюдения работодателями квоты для приема на работу инвалидов, оптимизации деятельности по выявлению несоблюдения работодателями квоты, повышения гибкости исполнения квоты;