По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.7-4

Пути и методы защиты материалов от коррозии

Видов и способов нанесения антикоррозионных покрытий так много, что порой трудно сделать правильный выбор. Для этого требуются основательные специальные знания. Основную ответственность за работоспособность изделия и за его стойкость по отношению к коррозии несет конструктор, а специалист по антикоррозионной защите предоставляет в его распоряжение материалы, которые облегчат принятие оптимального решения. Важной предпосылкой правильного выбора является классификация соединений, вызывающих коррозию. От хорошего антикоррозионного покрытия требуется, чтобы его долговечность совпадала со сроком службы самого изделия. Этим предотвращается многократное обновление покрытий. Одновременно оно должно быть недорогим. Само собой разумеется при этом, что десятилетний срок службы ценится выше, чем пятилетний. Поэтому в целях сравнения разумно отнести стоимость квадратного метра покрытия к его сроку службы. Конструкторам приходится учитывать целый ряд моментов и, так же как при определении размеров изделия, искать оптимальные решения для антикоррозионной защиты.

Большая часть, а точнее сказать, 80% всего вреда, наносимого коррозией, объясняется атмосферным воздействием. В то время как при низкой относительной влажности воздуха материал почти не корродирует, при относительной влажности выше 70 % скорость коррозии скачкообразно возрастает. Повышение температуры также ускоряет коррозию.

Весьма существенное влияние оказывают различные загрязнения, содержащиеся в воздухе, в первую очередь возникающий в ходе некоторых промышленных процессов диоксид серы. Он образует на поверхности стали сульфат железа, который путем окисления переходит в оксид железа и серную кислоту. Серная кислота может продолжить этот процесс, при этом вновь образуется сульфат железа.

Если в обычных климатических условиях скорость коррозии нелегированной конструкционной стали составляет 140 г/м2 в год, то в загрязненной промышленной атмосфере она возрастает до 575 г/м2 в год. Максимальное ее значение составляет 1200 г/м2 в год. Это значит, что с 1 кв. м стали в год изза ржавчины теряется около 1 кг. В морском воздухе и в прибрежной атмосфере коррозия вызывается в основном аэрозолями хлоридов. При этом ее скорость на 30–50 % ниже, чем в промышленной атмосфере.

Если к применяемым в промышленности стали и алюминию добавить подходящие легирующие элементы, то можно существенно повлиять на их антикоррозионные свойства. Так, сплавляя алюминий с 3–5 % магния, получают материалы, которые чрезвычайно устойчивы к действию морской воды, а при контакте с хлоридами не склонны к точечной коррозии. Добавка 18 % хрома и 8 % никеля придает стали исключительно высокую коррозионную устойчивость.

Такие стали применяются в химической и пищевой промышленности, а также в особо вредных атмосферных условиях. Но такие нержавеющие стали слишком дороги для широкого применения. Чаще применяют так называемые коррозионно-стойкие стали. Благодаря небольшим добавкам легирующих веществ (медь, никель) они корродируют медленнее, так как на поверхности стали под действием атмосферы образуется слой из смеси оксидов, препятствующий коррозии. Такие стали лишь незначительно дороже, чем обычные конструкционные, и без какой-либо дополнительной защиты удовлетворяют простейшим требованиям к устойчивости в промышленной атмосфере. Все это привело к их широкому использованию.

Для Цитирования:
Пути и методы защиты материалов от коррозии. Управление качеством. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: