По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2402-03

Пути и методы развития коммуникативной компетенции

Приходько Анастасия Петровна медицинская сестра палатная кардиологического отделения, ГБУЗ «СОКБ им. В. Д. Середавина», 443095, г. Самара, ул. Ташкентская, д. 159, e-mail: nastja.p.prihodko@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-9610-3855
Убина Анфиса Александровна старшая медицинская сестра учебно-методического кабинета, ГБУЗ «СОКБ им. В. Д. Середавина», 443095, г. Самара, ул. Ташкентская, д. 159, e-mail: ubina-80mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-1455-8796

Коммуникативная компетенция как основа профессиональной деятельности медицинского работника. Ключевые аспекты эффективного взаимодействия медицинской сестры с пациентом. Развитие коммуникативной компетенции сотрудников Самарской областной клинической больницы им. В.Д. Середавина.

Литература:

1. Бадалян К. А. Основные направления формирования коммуникативной компетентности в современной России /К. А. Бадалян, О. В. Матвеев //Международный студенческий научный вестник. — 2020. — № 6; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?Id=20314

2. Захарова Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики /Т. В. Захарова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Н. К. Игнатьева, Е. В. Киргизова, Т. А. Бахор //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=20413

3. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав /Л.Ф. Низаева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132); С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/

4. Черная Т.К. Общение с пациентом как залог успешного сестринского ухода /Т.К. Черная, В.М. Пятикоп //Медсестра. — Издательство «Панорама». — 2023. — № 5 (198); С. 29–35.

1. Badalyan K. A. Main directions of formation of communicative competence in modern Russia /K.A. Badalyan, O.V. Matveev //International student scientific bulletin. — 2020. — No. 6; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?Id=20314 (In Russian)

2. Zakharova T. V. Communicative competence: concept, characteristics /T.V. Zakharova, N.V. Basalaeva, T.V. Kazakova, N.K. Ignatieva, E.V. Kirgizova, T.A. Bakhor //Modern problems of science and education. — 2015. — No. 4; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?Id=20413 (In Russian)

3. Nizaeva L. F. Communicative competence: essence and component composition /L. F. Nizaeva. — Text: immediate //Young scientist. — 2016. — No. 28 (132); pp. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (In Russian)

4. Chernaya T. K. Communication with the patient as the key to successful nursing care / T. K. Chernaya, V. M. Pentacle //Nurse. — Publishing house «Panorama». — 2023. — No. 5 (198); pp. 29–35. (In Russian)

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [1].

Коммуникативная ситуация — система взаимодействующих факторов, побуждающих ее участников к общению и определяющих их речевое поведение. Как справедливо отмечает один молодежный журнал, «…наша речь, как одежда и макияж, должна соответствовать ситуации, в которой мы оказываемся, и людям, к которым она обращена» [2].

Коммуникативная компетентность складывается из способностей [3]:

• давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

• социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

• осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность медицинского работника — профессионально значимое качество. Эта профессия предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность [4]. Умение общаться обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач (рис. 1, 2).

Если пациент доверяет медицинскому персоналу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры (рис. 3, 4).

При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.

Для Цитирования:
Приходько Анастасия Петровна, Убина Анфиса Александровна, Пути и методы развития коммуникативной компетенции. Медсестра. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: