Высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры и осуществлении жизненных целей, уверены 63 % наших сограждан. Однако на протяжении последних 10 лет по данному вопросу прослеживается отрицательная динамика (снижение с 76 % в 2008 г.). Среди людей старшего поколения эта доля выше (73 %), чем среди 18–24-летних (52 %).
Тех, кто не согласен с тем, что для успешной карьеры необходимо иметь высшее образование, становится все больше среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет (рост с 20 % в 2008 г. до 47 % в 2018 г.) и среди 25–34-летних (рост с 22 % в 2008 г. до 46 % в 2018 г.).
В то же время все больше опрошенных склонны думать, что значимость диплома вуза зачастую преувеличивают, так как устроить удачно жизнь можно и без него (рост с 45 % в 2008 г. до 56 % в 2018 г.). Молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (72 %) чаще придерживается той позиции, что в наше время и без диплома можно подняться по карьерной лестнице. Среди 25–34-летних и 35–44-летних также наблюдается положительная динамика (рост с 48 % в 2008 г. до 66 % в 2018 г. и с 46 % в 2008 г. до 65 % в 2018 г. соответственно).
Каждый второй россиянин (51 %) опровергает тезис о том, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет эта доля выше (по 66 %). Старшее поколение, наоборот, думает, что без высшего образования на хорошую работу устроиться невозможно. Среди 45–59-летних и людей в возрасте 60+ наблюдается положительная динамика — рост с 42 % (2008 г.) до 50 % (2018 г.) и с 42 % (2008 г.) до 56 % (2018 г.) соответственно.
Данные опроса комментирует руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Судя по всему, бум массовой охоты молодых россиян на вузовскую ''корочку'' завершается. Причем становится очевидным, что подогревали его старшие родственники, чье мнение о престижности высшего образования сформировалось в советское время, когда любой человек с дипломом обладал большими возможностями для восхождения по социальной и карьерной лестнице. Современная молодежь более рациональна даже по сравнению со своими старшими братьями и сестрами — она предпочитает рассуждать в терминах выгоды, которую можно извлечь из самого образования, полученных знаний и навыков, а не диплома. Она рассматривает траты на образование как инвестицию, от которой ожидает результат. Также она видит больше альтернатив для выбора рода занятий — для них свет клином не сходится на вузовском дипломе, не только он может подтвердить реальную квалификацию и ценность как члена общества. Определяет такие качества молодежи информационное пространство, которое ее окружает, в котором меньше наставлений взрослых, но больше сетевого взаимодействия со сверстниками. Именно таково сегодняшнее проявление извечной проблемы отцов и детей».