Невротические расстройства всегда и во всем мире считались одними из наиболее распространенных психических расстройств. По данным ВОЗ, в 2004 году распространенность невротических расстройств равнялась 61,4 человека на 1000 населения, или 6140,0 на 100 000 населения [10]. При этом по официальным статистическим данным в Российской Федерации невротические расстройства в последнее время составляют 275,6 человека на 100 000 населения, и их распространенность ниже распространенности органических расстройств непсихотического уровня (650,6) и шизофрении (321,6) [1, 4, 5, 8].
В результате в нашей стране рассматриваемая патология составляет 0,3 % от населения, что явно не соответствует реально существующей ситуации. Это подтверждается специально проведенными многочисленными исследованиями, в соответствии с которыми доля неврозов существенно выше — от 10 до 24 % от населения [7, 9].
Причиной подобных несоответствий является редкая обращаемость больных с невротическими расстройствами в психиатрические службы. Такие больные зачастую обращаются к врачам-интернистам, не имеющим специального опыта в лечении таких больных. Многие вообще не обращаются к врачам [1, 2, 3] и в результате не получают специализированной и квалифицированной помощи. Причины этого разнообразны — от стигматизации в отношении психических больных и боязни быть причисленными к ним до объективно наблюдаемых побочных явлений фармакотерапии [1, 2, 3, 8].
Наиболее актуальной проблемой невротических расстройств является заболеваемость этими расстройствами молодежи. По официальным статистическим данным Российской Федерации, распространенность рассматриваемых в работе расстройств среди молодежи (18–19 лет) составляет 0,5 % от населения соответствующего возраста и превышает показатель распространенности по стране в целом почти в 2 раза [1, 4, 8].
Среди молодежи наиболее уязвимой в отношении формирования психических и прежде всего невротических расстройств являются студенты, поскольку они ежедневно сталкивается со стрессом, связанным не только с учебным процессом, но и с взаимоотношениями между сокурсниками, преподавателями, а нередко и вынужденной сменой места жительства, иногда не всегда удачным [6, 7].