Инклюзивное образование (франц. inclusif — «включающий в себя», от лат. include — «заключаю, включаю» или «включенное образование») — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но требующая особых условий для этих детей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
За рубежом начиная с 1960-х годов ведутся разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мейнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, то есть включение (inclusion). Мейнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, — реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения (http://nsportal.ru/sites/default/fi les/2012/07/01/chto_takoe_ inklyuzivnoe_obrazovanie.docx).
Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [6], Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) [4]. Они изложены также в Конвенции о правах ребенка [1] и Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [3].