По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Психолого-педагогический компонент инклюзивного обучения в Московском гуманитарном университете

Кощиенко Ирина Васильевна доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», кандидат психологических наук, первый заместитель начальника учебно-методического управления МосГУ Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: ds2723@mail.ru

В статье обсуждаются содержание и формы зарубежного и отечественного инклюзивного образования. Проводится краткий анализ нормативно-правовой базы совместного равноправного обучения студентов-инвалидов со своими сверстниками. Описываются задачи и механизмы реализации психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивного образовательного процесса.

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). — URL: http://base.garant.ru/2540422/.

2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, от 08.04.2014 № АК44/05вн. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;fra me=76;n=159405;req=doc.

3. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.). — URL: http://base.garant.ru/2540801/.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW;n=180402;req=doc.

5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/.

Инклюзивное образование (франц. inclusif — «включающий в себя», от лат. include — «заключаю, включаю» или «включенное образование») — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но требующая особых условий для этих детей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

За рубежом начиная с 1960-х годов ведутся разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мейнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, то есть включение (inclusion). Мейнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, — реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения (http://nsportal.ru/sites/default/fi les/2012/07/01/chto_takoe_ inklyuzivnoe_obrazovanie.docx).

Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [6], Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) [4]. Они изложены также в Конвенции о правах ребенка [1] и Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [3].

Для Цитирования:
Кощиенко Ирина Васильевна, Психолого-педагогический компонент инклюзивного обучения в Московском гуманитарном университете. Ученый совет. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: