По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6 DOI:10.33920/pol-01-2402-08

Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: sispulova@mail.ru
Макаренко Евгения Анатольевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: evgeniya.makarenko.01@mail.ru
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com

Современные проблемы в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья существуют как в России, так и в других странах. Игнорирование данных проблем усугубляет кризис социальной дезадаптации таких детей. Авторами выявлены проблемы в реабилитации детей с ОВЗ, проанализированы их причины.

Проблемы в организации обучения и воспитания детей всегда существовали в обществе. В современном мире, при господстве идей гуманизма данная проблема особенно сильно приобретает значимость, если мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети характеризуются наличием каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии, а соответственно, нуждаются в создании специальных условий, способствующих их социальной реабилитации и адаптации в среду.

Психолого-педагогическая реабилитация предполагает работу по преодолению и коррекции нарушений, которые имеются у ребенка. В их число входят различные двигательные, речевые, интеллектуальные, поведенческие расстройства. Данный процесс включает в себя довольно широкий круг принимаемых мер, и все они так или иначе связаны с социальной работой. Сама по себе социальная реабилитация представляет систему психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности человека. Целью данных мероприятий является восстановление социального статуса человека, достижение им физической независимости и его социальная адаптация в обществе.

Цель социальной работы с семьей, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, заключается в оптимизации воспитательного потенциала родителей, комплексном содействии в организации их взаимодействия с различными социальными организациями, обеспечение социальной защиты семьи и мобилизации всех реабилитационных возможностей. Под реабилитационной активностью семьи с точки зрения социальной работы можно понимать все усилия ее членов, которые направлены на оздоровление, развитие и социализацию ребенка с ОВЗ.

В реабилитацию семьи включают:

1) поиск источников медицинской помощи, своевременность, последовательность в исполнении медицинских рекомендаций, поддержку регулярных контактов с оздоровительными и реабилитационными учреждениями;

2) активность педагогического потенциала семьи и совместную направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализацию ее компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Макаренко Евгения Анатольевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: