Проблемы в организации обучения и воспитания детей всегда существовали в обществе. В современном мире, при господстве идей гуманизма данная проблема особенно сильно приобретает значимость, если мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети характеризуются наличием каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии, а соответственно, нуждаются в создании специальных условий, способствующих их социальной реабилитации и адаптации в среду.
Психолого-педагогическая реабилитация предполагает работу по преодолению и коррекции нарушений, которые имеются у ребенка. В их число входят различные двигательные, речевые, интеллектуальные, поведенческие расстройства. Данный процесс включает в себя довольно широкий круг принимаемых мер, и все они так или иначе связаны с социальной работой. Сама по себе социальная реабилитация представляет систему психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности человека. Целью данных мероприятий является восстановление социального статуса человека, достижение им физической независимости и его социальная адаптация в обществе.
Цель социальной работы с семьей, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, заключается в оптимизации воспитательного потенциала родителей, комплексном содействии в организации их взаимодействия с различными социальными организациями, обеспечение социальной защиты семьи и мобилизации всех реабилитационных возможностей. Под реабилитационной активностью семьи с точки зрения социальной работы можно понимать все усилия ее членов, которые направлены на оздоровление, развитие и социализацию ребенка с ОВЗ.
В реабилитацию семьи включают:
1) поиск источников медицинской помощи, своевременность, последовательность в исполнении медицинских рекомендаций, поддержку регулярных контактов с оздоровительными и реабилитационными учреждениями;
2) активность педагогического потенциала семьи и совместную направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализацию ее компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;