В последние годы бурно развивается одна из отраслей психологической науки — социальная психология (Б.Ф. Ломов, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский и др.) и, в частности, психология общения. Выявление стилей (моделей) общения педагога со студентами и определение их влияния на психологическое состояние студентов с целью оптимизации обучения и профессиональной деятельности — основная задача данной статьи. При этом мы руководствовались данными А.А. Бодалева, на основании которых он ставит «очень нелегкий для ответа психологический вопрос: почему тот или иной стиль общения, практикуемый педагогом по отношению к учащимся, вызывает и закрепляет у них чаще и быстрее одни переживания и реже и медленнее другие» [1, с. 86].
Рассматривая особенности общения педагога со студентами на семинаре по технике речи на факультете журналистики в Российском государственном гуманитарном университете, мы исходили из представления об обучении будущего тележурналиста как сложном и многогранном процессе, в котором участвуют преподаватели разных дисциплин. Но особенно велика и ответственна роль педагога по этой дисциплине, специалиста по технике речи, задача которого — обучить студента его профессии, владеть аудиторией, то есть развить его голос, дыхание, обучить орфоэпии, техническим приемам исправления дикции и т.д., а также воспитать в обучающемся необходимые ему свойства личности: волю, уверенность в себе, артистичность, способность вызвать сопереживание, эмпатию и другие качества.
Невозможно научиться правильно говорить самостоятельно, бесконтрольно или заочно, пользуясь учебником. Научиться владеть ораторским искусством можно, только обучаясь на семинаре по технике речи, постоянно общаясь с опытным педагогом. При этом два человека — педагог и студент — составляют микроколлектив, и от того, какой микроклимат создается и поддерживается внутри коллектива на протяжении семестра, года совместного общения, во многом зависят качество учебного процесса и конечный результат. Общение педагога со студентом на семинаре по технике речи имеет свои особенности. Оно происходит «с глазу на глаз», без посторонних. Такая форма общения порождает особую доверительность и создает богатейшие возможности для обучения и воспитания профессионала. Но для их успешного осуществления на практике необходимо установление между педагогом и студентом отношений, основанных на взаимном уважении, творческом и педагогическом контакте.