По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8

Психолого-педагогические аспекты общения педагога со студентами (семинар по технике речи на факультете журналистики в РГГУ)

Савостьянов Александр Иванович профессор Института массмедиа, факультета журналистики, кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшего образования РФ, Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, E-mail: kotova20082009@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности общения педагога со студентами — будущими тележурналистами на семинаре по технике речи на факультете журналистики в РГГУ. Также актуализируется проблема воспитания в студенте необходимых ему свойств личности: воли, уверенности в себе, артистичности, заразительности.

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общество. — М., 1983.

2. Кабанов М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции. — Л., 1983.

3. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. — М., 2005.

4. Савостьянов А.И. Сценическая речь. Учебное пособие. — М., 2008.

5. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке актера: практическое пособие для вузов. — М., 2017.

В последние годы бурно развивается одна из отраслей психологической науки — социальная психология (Б.Ф. Ломов, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский и др.) и, в частности, психология общения. Выявление стилей (моделей) общения педагога со студентами и определение их влияния на психологическое состояние студентов с целью оптимизации обучения и профессиональной деятельности — основная задача данной статьи. При этом мы руководствовались данными А.А. Бодалева, на основании которых он ставит «очень нелегкий для ответа психологический вопрос: почему тот или иной стиль общения, практикуемый педагогом по отношению к учащимся, вызывает и закрепляет у них чаще и быстрее одни переживания и реже и медленнее другие» [1, с. 86].

Рассматривая особенности общения педагога со студентами на семинаре по технике речи на факультете журналистики в Российском государственном гуманитарном университете, мы исходили из представления об обучении будущего тележурналиста как сложном и многогранном процессе, в котором участвуют преподаватели разных дисциплин. Но особенно велика и ответственна роль педагога по этой дисциплине, специалиста по технике речи, задача которого — обучить студента его профессии, владеть аудиторией, то есть развить его голос, дыхание, обучить орфоэпии, техническим приемам исправления дикции и т.д., а также воспитать в обучающемся необходимые ему свойства личности: волю, уверенность в себе, артистичность, способность вызвать сопереживание, эмпатию и другие качества.

Невозможно научиться правильно говорить самостоятельно, бесконтрольно или заочно, пользуясь учебником. Научиться владеть ораторским искусством можно, только обучаясь на семинаре по технике речи, постоянно общаясь с опытным педагогом. При этом два человека — педагог и студент — составляют микроколлектив, и от того, какой микроклимат создается и поддерживается внутри коллектива на протяжении семестра, года совместного общения, во многом зависят качество учебного процесса и конечный результат. Общение педагога со студентом на семинаре по технике речи имеет свои особенности. Оно происходит «с глазу на глаз», без посторонних. Такая форма общения порождает особую доверительность и создает богатейшие возможности для обучения и воспитания профессионала. Но для их успешного осуществления на практике необходимо установление между педагогом и студентом отношений, основанных на взаимном уважении, творческом и педагогическом контакте.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Психолого-педагогические аспекты общения педагога со студентами (семинар по технике речи на факультете журналистики в РГГУ). Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: