Деятельность руководителя в современных условиях происходит в достаточно сложных, противоречивых и быстро меняющихся обстоятельствах. Высокий темп жизни требует принятия быстрых и точных управленческих решений в обстановке экономической нестабильности для обеспечения устойчивой конкуренции и развития бизнеса. Эти и многие другие факторы вынуждают руководителей развивать личностные и профессиональные характеристики, управленческие и рабочие навыки.
Эффективный менеджмент в современной организации должен обращать внимание не только на физиологические и квалификационные способности, но и на социально-психологические, к которым можно отнести: личностную зрелость, темперамент, ценностные представления, мотивы, цели и др.
Таким образом, персональные психологические и социальные качества человека становятся одной из важных составляющих для успешной руководящей деятельности. В связи с этим возникает актуальность данного вопроса, а также «рождаются» проблемы в сфере психологии управления.
Основной проблемой в психологии управления является система мотивации, т. е. материальное и нематериальное стимулирование сотрудников организации руководителем. Мотивация — это совокупность всех мотивов, которые влияют на поведение человека [1].
Благодаря данному методу управления, при правильном его использовании, руководитель может достигнуть наиболее продуктивной работы всех сотрудников организации. Эффективный менеджер подобен дирижеру, который способен выработать единый алгоритм действий для персонала и обеспечить достижение поставленной цели [2].
Мотивацию сотрудников можно определить пятью основными факторами:
1) постановка четких целей и задач;
2) установка определенных рамок оценки выполненной работы;
3) достижение поставленной цели;
4) признание успехов руководителем коллектива и других сотрудников;
5) вознаграждение за качественное выполнение работы [3].
Также немаловажным фактором мотивации персонала служит высокий уровень корпоративной культуры и внутренний психологический климат в организации. Развитие корпоративной культуры является основным рычагом эффективного управления в компании, с помощью которого можно ориентировать сотрудников на общие цели и задачи, а также обеспечить их продуктивное взаимодействие.