По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.32

Психологический климат в компании, его влияние на качество труда

Лагутина Евгения Евгеньевна канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 64, к. 455; Доцент кафедры социальной работы и управления персоналом, Уральский федеральный университет, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
Емельянова Полина Александровна магистрант кафедры социальной работы и управления персоналом, Уральский федеральный университет, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

В статье рассматривается связь психологического климата и качества трудовой жизни. Авторами представлены результаты исследования поиска эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческих ресурсов. Освещается представление психологического климата организации как важнейшего критерия обеспечения качественного труда, где условия влияют как на общее состояние коллектива, так и индивидуально на каждую личность, отражая инициативность и стремление к достижению общих целей. Также авторами представлена проблема влияния психологического климата на бизнес-показатели организации и пути решения проблемы, влияющей на качество труда. Результаты исследования раскрыли причины слабой продуктивности, и на их основе были предложены рекомендации по улучшению управления психологическим климатом, положительно влияющим на повышение эффективности и конкурентоспособность бизнеса.

Литература:

1. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 15–21 с.

2. Biswas S. R., Dey M., Bhattacharjee S. How does corporate environmental strategy contribute to voluntary environmental behavior? Influence of psychological green climate, firms’ size, and employees’ age // SAGE Open. — 2021. — № 1. — P. 10–11.

3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2024. — 246–248 с.

4. Макеев В. А. Психология социального взаимодействия: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2025. — 167–169 с.

5. Шелкунова Т. В. Организационная психология: учеб. пособие. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2021. — С. 6

6. Powell B. J., Mettert K. D. Measures of organizational culture, organizational climate,and implementation climate in behavioral health: A systematic review // Implementation Research and Practice. — 2021. — № 2. — P. 11–29.

7. Макеев В. А. Психология социального взаимодействия: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2025. — 167–169 с.

8. Cheng J., Bai H., Hu C. The relationship between ethical leadership and employee voice: The roles of error management climate and organizational commitment // Journal ofManagement & Organization. — 2022. — № 28 (1). — P. 58–76.

9. Jiang Y., Wang Q., Weng Q. Personality and organizational career growth: the moderating roles of innovation climate and innovation climate strength // Journal of Career Development. — 2021. — № 48 (4). — P. 521–536.

10. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 22–25 с.

Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческих ресурсов. В обустройстве здорового и продуктивного коллектива лежит очень важный и решающий фактор — это психологический климат компании.

Психологический климат в управлении персоналом представляет собой комплекс эмоционально-психологической атмосферы и мотивационно-чувственного настроя, что задает темп и заинтересованность в выполнении своих трудовых обязанностей. Такая обстановка образуется посредством прямого взаимодействия между сотрудниками, принимающими активное участие в обсуждениях и в процессе рабочей деятельности. По мнению А. Занковского, психология организации обращает внимание на все аспекты психической деятельности и поведения людей в коллективе с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Она является помощником в формировании системы координат, позволяющей дать оценку поведения работников [1].

Психологический климат служит важнейшим критерием обеспечения качественного труда, который должен содержать как адекватные и комфортные условия работы, так и эмоциональное благополучие всех сотрудников организации. Т. Шелкунова трактует психологию организации, или организационную психологию, как прикладную отрасль психологии, изучающую различные аспекты психической деятельности и поведения человека в компаниях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для работы, личностного развития и психического здоровья членов организации [2]. Потому очень важны такие факторы, как эмоциональная атмосфера, взаимоотношения между сотрудниками, организационная структура и стиль управления руководства.

Влияние психологического климата и создание плодотворной деятельности напрямую связаны между собой.

Влияние психологического климата и создание плодотворной деятельности напрямую связаны между собой. Позитивный настрой способствует повышению мотивации сотрудников и в целом сказывается на качестве труда. Когда работники ощущают свою важность и значимость, а также присутствует взаимопонимание между коллегами и руководителями, то становятся наиболее вовлеченными в процесс работы. Такие условия благоприятно влияют как на общее состояние коллектива, так и индивидуально на каждую личность, отражая инициативность и стремление к достижению общих целей [3, 4]. Радушная атмосфера, где идеи принимаются к сведению, рассматриваются поступающие предложения и активно продвигаются нововведения, положительно влияющие на продуктивность и производство, продвигает к желанию развиваться и работать долгосрочно именно в данной организации. А негативный климат приводит к снижению мотивации, которая впоследствии вызывает безразличие к выполняемым функциям и апатию в отношении заинтересованности к работе в принципе. Это также может приводить к конкуренции внутри коллектива, вместо того чтобы сосредоточиться на достижении общих целей, может наблюдаться снижение продуктивности. В таких условиях сотрудник подвержен стрессовым ситуациям, что может приводить к частым конфликтам и халатному отношению к рабочим обязанностям, а в конечном итоге повлечь за собой череду увольнений и отрицательных отзывов в адрес компании, что скажется на дальнейшем привлечении персонала в штат [5, 6]. Помимо личностной эмоциональной стабильности, на климат также влияет и командная работа. Именно в позитивной атмосфере сотрудники больше склонны к тому, чтобы вести совместную и сплоченную деятельность, обмениваться опытом и делиться знаниями. Такая синергия приводит к улучшению результатов, так как совместное разделение обязанностей между собой считается наиболее продуктивным, нежели работа каждого в отдельности [7, 8].

Для Цитирования:
Лагутина Евгения Евгеньевна, Емельянова Полина Александровна, Психологический климат в компании, его влияние на качество труда. Кадровик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: