Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческих ресурсов. В обустройстве здорового и продуктивного коллектива лежит очень важный и решающий фактор — это психологический климат компании.
Психологический климат в управлении персоналом представляет собой комплекс эмоционально-психологической атмосферы и мотивационно-чувственного настроя, что задает темп и заинтересованность в выполнении своих трудовых обязанностей. Такая обстановка образуется посредством прямого взаимодействия между сотрудниками, принимающими активное участие в обсуждениях и в процессе рабочей деятельности. По мнению А. Занковского, психология организации обращает внимание на все аспекты психической деятельности и поведения людей в коллективе с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Она является помощником в формировании системы координат, позволяющей дать оценку поведения работников [1].
Психологический климат служит важнейшим критерием обеспечения качественного труда, который должен содержать как адекватные и комфортные условия работы, так и эмоциональное благополучие всех сотрудников организации. Т. Шелкунова трактует психологию организации, или организационную психологию, как прикладную отрасль психологии, изучающую различные аспекты психической деятельности и поведения человека в компаниях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для работы, личностного развития и психического здоровья членов организации [2]. Потому очень важны такие факторы, как эмоциональная атмосфера, взаимоотношения между сотрудниками, организационная структура и стиль управления руководства.
Влияние психологического климата и создание плодотворной деятельности напрямую связаны между собой.
Влияние психологического климата и создание плодотворной деятельности напрямую связаны между собой. Позитивный настрой способствует повышению мотивации сотрудников и в целом сказывается на качестве труда. Когда работники ощущают свою важность и значимость, а также присутствует взаимопонимание между коллегами и руководителями, то становятся наиболее вовлеченными в процесс работы. Такие условия благоприятно влияют как на общее состояние коллектива, так и индивидуально на каждую личность, отражая инициативность и стремление к достижению общих целей [3, 4]. Радушная атмосфера, где идеи принимаются к сведению, рассматриваются поступающие предложения и активно продвигаются нововведения, положительно влияющие на продуктивность и производство, продвигает к желанию развиваться и работать долгосрочно именно в данной организации. А негативный климат приводит к снижению мотивации, которая впоследствии вызывает безразличие к выполняемым функциям и апатию в отношении заинтересованности к работе в принципе. Это также может приводить к конкуренции внутри коллектива, вместо того чтобы сосредоточиться на достижении общих целей, может наблюдаться снижение продуктивности. В таких условиях сотрудник подвержен стрессовым ситуациям, что может приводить к частым конфликтам и халатному отношению к рабочим обязанностям, а в конечном итоге повлечь за собой череду увольнений и отрицательных отзывов в адрес компании, что скажется на дальнейшем привлечении персонала в штат [5, 6]. Помимо личностной эмоциональной стабильности, на климат также влияет и командная работа. Именно в позитивной атмосфере сотрудники больше склонны к тому, чтобы вести совместную и сплоченную деятельность, обмениваться опытом и делиться знаниями. Такая синергия приводит к улучшению результатов, так как совместное разделение обязанностей между собой считается наиболее продуктивным, нежели работа каждого в отдельности [7, 8].