Большинство пациентов обращаются за медицинской помощью только при прогрессировании процесса, появлении критической ишемии, что нередко является показанием к оперативному лечению. Несовершенство диагностики и организации медицинской помощи этим больным приводит к тому, что 75 % из них поступают в лечебные учреждения уже в состоянии, при котором возможности как терапевтических, так и классических хирургических методов лечения весьма ограничены даже в условиях специализированных стационаров [3].
Трагизм ситуации становится еще более очевидным, если учесть, что у 10-20 % больных лечение завершается ампутацией конечностей.
От древних канонов известно, что красота человеческого тела определяется правильностью его пропорций и форм. Любая операция, особенно калечащая, оказывает стрессовое воздействие на человека. Ампутация, диктующаяся жизненной необходимостью, является травмой, а последняя причиняет ущерб не только физическому, но и психическому здоровью, вносит существенные изменения в жизненный уклад человека, включая нарушения локомоторной функции, потерю мобильности, независимости, вызывая изменение не только внешней формы, но и в значительной мере дестабилизирует психологическое состояние. Наличие постоянных отрицательных эмоций, связанных с косметическим дефектом, приводит к изменению Я-концепции, что проявляется выраженными изменениями всей системы представлений индивида о себе, на основе которой строится взаимодействие с другими людьми и отношение к себе [1, 2].
Изменение представлений о своем теле влияет на самооценку человека, уровень притязаний, способствует возникновению эмоциональных срывов, формированию комплекса неполноценности [1].
Снижение двигательной активности, частые пребывания в стационарах ведут к изоляции в результате затруднения привычных социальных контактов, повышают внутреннюю напряженность, конфликтность, неудовлетворенность собой, сложившейся ситуацией и жизнью в целом [3].
Для женщин особо важным является косметический дефект, формирующий у них смущение перед окружающими, чувство физической неполноценности, склонность к дисфорическим и депрессивным состояниям [2, 3].