Взаимодействие между матерью и ребенком в подростковом возрасте (хроническая недостаточность привязанности, сильная симбиотическая связь, гиперопека или недостаток внимания) может стать источником возникновения психологически обусловленных соматических симптомов у детей [1].
Изучение диады «мать — больной подросток» позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и подростка, роль матери в ходе социализации подростка в особых условиях развития (при соматической патологии ребенка). Проблеме межличностного конфликта родителей и подростков посвятили свои исследования К. А. Абульханова-Славская, В. М. Афонькова, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, В. Б. Тарабаева. Проблему внутриличностного конфликта рассматривали Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин, Н. Д. Левитов, К. Левин, В. И. Сперанский.
Для изучения межличностных конфликтов родителей с подростками, имеющими психосоматические заболевания, рассмотрим отношения матери и подростка, страдающего бронхиальной астмой. Нормальное психическое и физическое развитие подростка зависит от складывающихся взаимоотношений с матерью. При нарушении или неадекватно складывающихся отношениях между матерью и подростком возможны различные отклонения в развитии подростка, формирование невротических или психосоматических симптомов (в том числе и связанных с бронхолегочной патологией).
Многие авторы, стоящие на психоаналитических позициях, указывают на важную роль матери в формировании психосоматической патологии. Так, данные, приведенные Коваленко Н. А., свидетельствуют о том, что большое значение в развитии бронхиальной астмы принадлежит нарушенным взаимоотношениям подростка с матерью [3].
Захаров А. И. отмечает, что при бронхиальной астме своеобразным «аллергеном» является тревожная коммуникация между матерью и больным подростком. Обычно речь идет о невротической зависимости подростка от матери. Матери обладают авторитарными и тревожными чертами характера, чрезмерно опекают и ограничивают подростков, обязывают выполнять бесчисленные правила и условности, при этом подавляя их активность, культивируя зависимость и основанное на чувстве вины послушание. Поэтому подростки испытывают безотчетное чувство беспокойства при каждом, кажущемся или реальном, нарушении предписанного матерью поведения и страх потерять ее расположение. Это внутреннее напряжение приводит к расстройству высших нейрорегуляторных функций. Астма — болезнь эмоционального роста, при которой увековечиваются архаические механизмы привязанности [2].