По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.823:347.822.4

Психологические особенности при обучении водителей как фактор безопасности дорожного движения

И. Э. Липкович д-р техн. наук, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», г. Зерноград
И. В. Егорова канд. техн. наук, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», г. Зерноград

Глобальное изучение факторов и причин ДТП показывает, что официальные статистические данные совершенно неудовлетворительны с точки зрения ретроспективной психологической трудовой экспертизы, рассматривающей вопросы, связанные с оценкой прежней трудовой деятельности человека, устанавливающей причины ранее имевших ошибочных действий. Большая часть рассматриваемых причин, согласно результатам исследований, является следствием взаимодействия комплекса особенностей психологического характера.

Литература:

1. Барабаш В. И., Шкрабак В. С. Психология безопасности труда. — СПб., 2012.

2. Левшин А. Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2006. — № 1.

3. Амбарцумян В. В., Шкрабак B. C., Сарбаев В. И., Шкрабак В. В., Смирнов Н. В. Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения, — СПб.: изд-во СПГАУ, 2010.

4. Глушко О. В., Клюев Н. В. Труд и здоровье водителя автомобиля. — М.: Транспорт, 2014.

5. Барабаш В. А. и др. Обеспечение надежности водителей автотранспорта и лиц, выполняющих работы с повышенной опасностью. — Л.: ЛДМТП, 2008.

6. Барабаш В. А. Психические состояние и аварийность // Пути повышения безопасности дорожного движения: Сб. общества «Знание». — 2009.

7. Campbell J. P. On the nature of organizational / P. S. Goodman, J. M. Pennings // New perspectives on organizational effectiveness. — San Francisco: Jossey-Bass, 2004.

8. Chapanis A., Gerner W. K. Morgan C.T. Applied Experimental psychology. — New York: Wiley, 2007.

9. Coermann K. K. The mechanical impedance of the human body in sitting and standing positions at law frequencies // Human Factors. — 2008. — № 4.

10. Jordan N. Allocation of functions between man and machine in automated systems // Journal of Applied Psychology. — 2005.

При статистическом анализе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) рассматривается более 25 факторов и причин происшествий, возникновение которых связано с водителем автомобиля. Наибольшему количеству ДТП предшествуют: превышение скоростного режима; неподчинение сигналам светофора, знакам и указателям; переутомление; невнимательность; выезды на запрещающие зоны; несоблюдение правил очередности проезда и обгона; управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, а также сон за рулем.

В момент выяснения причин ДТП обнаруживается факт нарушения ПДД, тяжесть последствий, техническое состояние транспортного средства и условий движения (состояние освещения, дорожного покрытия, обустройство дорожными знаками), а также факт алкогольного или наркотического опьянения водителя.

Анализируя причины ДТП, можно сделать вывод, что большая часть ДТП с тяжелыми последствиями происходит в хороших дорожных условиях, свободной дороге с достаточной видимостью, надежном транспорте и на прямой дороге. Наблюдается у одних и тех же водителей повторяемость нарушений ПДД и ДТП.

Глубокое изучение причин ДТП показывает, что официальные статистические данные совершенно неудовлетворительны с точки зрения ретроспективной психологической трудовой экспертизы, рассматривающей вопросы, связанные с оценкой прежней трудовой деятельности человека, устанавливающей причины ранее имевших ошибочных действий.

Часть причин ДТП является следствием взаимодействия особенностей психологического характера водителя.

Между возникновением психологической устойчивости водителя, а именно временем реакции, остротой зрения, сенсомоторными, сенсорными, поведенческими и познавательными характеристиками водителя, и ДТП существуют психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности».

Повторяемость ДТП у одних и тех же водителей позволяет предположить, что водитель совершает разнообразные отклонения от ПДД, которые приводят к ДТП, потому что его участие в движения определяется, реализуется совокупностью характеристик, процессов, состояний, функций, свойств, подчиняющихся ряду психологических закономерностей.

Для Цитирования:
И. Э. Липкович, И. В. Егорова, Психологические особенности при обучении водителей как фактор безопасности дорожного движения. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: