По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2204-04

Психологические особенности личности медицинского персонала и клиента

Шитова Анастасия Александровна студентка 4-го курса специальности «лечебное дело», ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: n.schitowa1998@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0163-8108
Мунтян Ирина Александровна ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: muntyan.i@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5316-5368

Согласно определению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, «личность — системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде». В статье авторы опираются на определение А. В. Петровского, где личность рассматривается как социальное качество, приобретаемое в процессе общения и деятельности.

Литература:

1. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности /О. П. Елисеев. — СПб.: Питер. — 2010; 512 с.

2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий /Е. П. Ильин. — СПб.: Питер. — 2011; 701 с.

3. Карасева Л. А. Влияние психических состояний на успешность деятельности медицинских работников /Л. А. Карасева, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева //Медсестра. Издательский дом ПАНОРАМА. — № 9. — 2019; С. 66–70.

4. Масляев О. И. Психология личности /О. И. Масляев. — Д.: Сталкер. — 1997; 416 с.

1. Eliseev O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti [Workshop on personality psychology] /O.P. Eliseev. – St. Petersburg: Peter. – 2010; 512 p. (In Russian)

2. Iliin E.P. Psikhologiia individualnykh razlichii [Psychology of individual differences] /E.P. Iliin. – St. Petersburg: Peter. – 2011; 701 p. (In Russian)

3. Karaseva L.A. Vliianie psikhicheskikh sostoianii na uspeshnost deiatelnosti meditsinskikh rabotnikov [The influence of mental states on the success of medical workers] /L.A. Karaseva, E.V. Menzul, N.M. Riazantseva // Medsestra [Nurse]. Publishing house PANORAMA. – 2019. – No. 9; P. 66-70. (In Russian)

4. Masliaev O.I. Psikhologiia lichnosti [Psychology of personality] /O.I. Masliaev. – D.: Stalker. – 1997; 416 p. (In Russian)

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Организация работы любого вида сервиса предполагает объединение людей. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между персоналом и клиентом и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания. В сервисной индустрии связь общения с совместной деятельностью очевидна. Общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация [2, 4].

В процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек через созданный предмет «транслирует» себя, свои психологические особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуникатирует для достижения цели деятельности) [1, 3].

Спивак В.И. указывает, что в трудовой сфере, в зависимости от содержания, характера, условий труда персонала, занимаемого им уровня в иерархии, психологические особенности могут рассматриваться как совокупность таких качеств и свойств личности, как ощущения, восприятие, память, мышление, чувства и эмоции, сознание, коммуникативность, конфликтность, направленность, темперамент, характер, способности, склонности, задатки, речь, воля и другие. Характеристику этих особенностей представляет:

1. Направленность, которая является сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, отношение к себе, окружающим, работе; направленность проявляется в потребности, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения. Не случайно направленность называется стержнем личности.

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду:

— отношение к другим людям как членам коллектива;

— отношение к труду и его результатам;

— отношение к себе.

В соответствии с этим различают:

Для Цитирования:
Шитова Анастасия Александровна, Мунтян Ирина Александровна, Психологические особенности личности медицинского персонала и клиента. Медсестра. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: