По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9.016.4

Психологические механизмы восприятия культурного наследия и их мозговые корреляты (на примере музыки)*. Часть 2. Психологические защитные механизмы и сверхмедленные процессы

Спивак Дмитрий Леонидович ФГБУН «Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой Российской Академии наук», Россия, 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, 9, E-mail: d.spivak@mail.ru
Шемякина Наталья Вячеславовна ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова Российской Академии наук», Россия, 194223, Санкт-Петербург, просп. Тореза, 44, E-mail: shemnv@iephb.ru
Нагорнова Жанна Владимировна ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И .М. Сеченова Российской Академии наук», Россия, 194223, Санкт-Петербург, просп. Тореза, 44, E-mail: nagornova_n@mail.ru
Пустошкин Евгений Андреевич Международный интегральный институт холосценденции, Россия, 190000, Санкт-Петербург, пер. Пирогова, 6, E-mail: eapustoshkin@gmail.com
Хесина Анна Андреевна ФГБУН «Институт мозга человека имени Н. П. Бехтеревой Российской Академии наук», Россия, 197376, Санкт-Петербург, ул. Акад. Павлова, 9, E-mail: anna-khesina@yandex.ru
Захарчук Андрей Генрихович ООО «Социальный гериатрический центр «Опека», Россия, 197706, Санкт-Петербург, Курортный район, Сестрорецк, Приморское шоссе, 287, E-mail: a.g.zaharchuk@gmail.com
Спивак Ирина Михайловна ФГБУН «Институт цитологии Российской Академии наук», Россия, 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий просп., 4, E-mail: irina_spivak@hotmail.com

В статье представлены первые результаты научной программы исследования фундаментальных психофизиологических механизмов наследования, проводимой в рамках трудов Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. При изучении восприятия традиционной и нетрадиционной музыки установлено, что прохождение соответствующего аудиокурса оказывает выраженное влияние на уровень напряженности психологических защитных механизмов определенных типов, в первую очередь примитивных. Примерами могут служить базовая психологическая защита по типу подавления / вытеснения, а также копинг-стратегии по типу конфронтации, и по типу бегства-избегания. При изучении мозговых коррелятов установлено, что восприятие аудиостимулов любого типа оказывает выраженное воздействие на организацию электрической активности мозга нормального человека в сверхмедленном диапазоне, по линии снижения спектральной мощности колебаний, в первую очередь, в лобных и височных зонах коры; данная закономерность с большой вероятностью является гендерно-специфической.

* Исследование, результаты которого представлены в настоящей статье, было поддержано Министерством культуры РФ, а также грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 16–06–00172.

Статья поступила 26.01.2016 г.

В первой статье данного цикла были представлены избранные результаты изучения психологических механизмов наследования и их мозговых коррелятов на примере восприятия музыки. Напомним, что исследованная группа состояла из 63 молодых, русскоязычных, практически здоровых жителей СанктПетербурга. Пройдя врачебный осмотр и получив таким образом допуск к занятиям, все члены группы заполнили формы информированного согласия и блока психологических опросников, а также прошли электрофизиологическое обследование. После этого они были разделены на три подгруппы, по 20–22 респондента в каждой, каждая из которых прослушивала музыку определенного типа в течение двух недель, в среднем по 90 минут каждый день. По завершении двухнедельного курса все респонденты снова прошли психологическое анкетирование, а также электрофизиологическое обследование строго по тем же процедурам1.

Отметим, что профессиональных музыкантов среди наших респондентов не было. В подавляющем большинстве, они не получили соответствующего образования даже на уровне музыкальной школы. При этом, большинство из них заявили в ходе опроса, что относятся к музыке положительно и даже имеют привычку нередко прослушивать какие-либо композиции. Отмеченное обстоятельство обеспечило методологическую корректность подбора респондентов.

Члены подгруппы 2 слушали легкую классическую музыку, члены подгруппы 3 — резко отличную от нее как по ладотональному строю, так и по тембровой окраске современную техногенную музыку, синтезированную в лабораториях компании «АйЭвейк Текнолоджиз» («iAwake Technologies», США)2. Таким образом, подгруппы 2 и 3 были противопоставлены друг другу по признаку принадлежности — непринадлежности музыкальных композиций полю культурного наследия респондентов, что, в свою очередь, позволяло получить доступ к исследованию фундаментальных аспектов культурно-психологического наследования.

Для Цитирования:
Спивак Дмитрий Леонидович, Шемякина Наталья Вячеславовна, Нагорнова Жанна Владимировна, Пустошкин Евгений Андреевич, Хесина Анна Андреевна, Захарчук Андрей Генрихович, Спивак Ирина Михайловна, Психологические механизмы восприятия культурного наследия и их мозговые корреляты (на примере музыки)*. Часть 2. Психологические защитные механизмы и сверхмедленные процессы. Вопросы культурологии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: