* Исследование, результаты которого представлены в настоящей статье, было поддержано Министерством культуры РФ, а также грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 16–06–00172.
Статья поступила 26.01.2016 г.
В первой статье данного цикла были представлены избранные результаты изучения психологических механизмов наследования и их мозговых коррелятов на примере восприятия музыки. Напомним, что исследованная группа состояла из 63 молодых, русскоязычных, практически здоровых жителей СанктПетербурга. Пройдя врачебный осмотр и получив таким образом допуск к занятиям, все члены группы заполнили формы информированного согласия и блока психологических опросников, а также прошли электрофизиологическое обследование. После этого они были разделены на три подгруппы, по 20–22 респондента в каждой, каждая из которых прослушивала музыку определенного типа в течение двух недель, в среднем по 90 минут каждый день. По завершении двухнедельного курса все респонденты снова прошли психологическое анкетирование, а также электрофизиологическое обследование строго по тем же процедурам1.
Отметим, что профессиональных музыкантов среди наших респондентов не было. В подавляющем большинстве, они не получили соответствующего образования даже на уровне музыкальной школы. При этом, большинство из них заявили в ходе опроса, что относятся к музыке положительно и даже имеют привычку нередко прослушивать какие-либо композиции. Отмеченное обстоятельство обеспечило методологическую корректность подбора респондентов.
Члены подгруппы 2 слушали легкую классическую музыку, члены подгруппы 3 — резко отличную от нее как по ладотональному строю, так и по тембровой окраске современную техногенную музыку, синтезированную в лабораториях компании «АйЭвейк Текнолоджиз» («iAwake Technologies», США)2. Таким образом, подгруппы 2 и 3 были противопоставлены друг другу по признаку принадлежности — непринадлежности музыкальных композиций полю культурного наследия респондентов, что, в свою очередь, позволяло получить доступ к исследованию фундаментальных аспектов культурно-психологического наследования.