* Авторский коллектив выражает благодарность В. В. Аристархову, инициировавшему данное исследование; члену-корр. РАН С. В. Медведеву и А. С. Миронову, поддержавшим его, а также С. Ю. Житеневу за полезные замечания. Исследование было поддержано грантом РФФИ № 16–06–00172а
Статья поступила 26.01.2016 г.
Изучение психологических механизмов восприятия культуры и их мозговых коррелятов по сути является внешним для культурологии: ее ключевая задача состоит в исследовании внутренних закономерностей культурного процесса в его статике и динамике1. Вместе с тем, было бы некорректным вполне вынести его за пределы культурологического исследования в силу того факта, что человек как субъект и носитель культуры представляет собой безусловное психосоматическое единство2. Как следствие, в данном случае речь идет о контактном поле, при освоении которого применяются концептуальные понятия и исследовательские стратегии из области двух или нескольких контактирующих дисциплин, а результаты осмысливаются далее в терминах каждой из них.
Предмет данной работы составляет феномен культурного наследия, занимающего существенно важное и даже ключевое место в ткани культуры в целом, однако отнюдь не исчерпывающего ее содержание3. Делимитируя далее нашу тему, мы ограничим ее лишь модусом слухового восприятия. Что касается уровней психики человека и его организма в целом, на которых мы будем прослеживать воздействие такого восприятия, то здесь мы сосредоточим наше внимание на тех из них, которые включены в поддержание оптимального уровня жизнедеятельности. Сказанное означает, что, не отрицая значения ни когнитивных, ни коммуникативных функций культуры, мы уделим основное внимание ее базовой, в строгом значении этого термина, жизнеобеспечивающей функции4