Настоящая статья посвящена представлению промежуточных итогов научно-исследовательской программы изучения фундаментальных аспектов культурного наследования, проводимой трудами ученых Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, с привлечением сил коллег из профильных академических институтов. Она непосредственно примыкает к серии статей нашего авторского коллектива, опубликованных ранее на страницах «Вопросов культурологии», и посвященных систематическому изучению психологических аспектов наследования и их мозговых коррелятов, на уровне процессов как быстрого, так и сверхмедленного диапазона (то есть ключевых «языков мозга»)2. В данной статье мы переходим к изложению результатов, полученных при исследовании тех же групп респондентов, однако на качественно ином уровне функционирования организма, а именно, на уровне молекулярно-биологических процессов.
Исходные теоретические положения нашего исследования были уже представлены во вводной части к упомянутой выше серии статей. Не повторяя их подробно, напомним, что, признавая безусловно определяющими для функционирования и развития культуры человеческого общества на всех этапах его существования ее внутренние закономерности, мы полагаем весьма конструктивным привлечение данных исследований психики, ее материального субстрата — мозга, и связанных с ними разнообразных феноменов других уровней организма, как следствие психосоматического единства человека — носителя культуры, на всех этапах его фило- и онтогенеза.
Сразу оговоримся, что, признавая важность когнитивного и коммуникативного аспектов культуры, мы ограничим свое исследование на данном этапе ее существенной, в некотором смысле базовой, функцией жизнеобеспечения. Как нам уже доводилось отмечать, такая исследовательская стратегия находит себе содержательные параллели в работах отечественных культурологов и психологов культуры3. В более общем плане, она примыкает к идеям одного из классиков нашей науки, Лесли Уайта, на позднем этапе работы склонявшегося к переносу акцента с символических функций культуры — на ее адаптивные свойства4.