Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления отдельными людьми и группами людей [1]. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Основная проблема в управлении персоналом и организации труда связана с тем, как побудить работников к совершению действий для достижения поставленной задачи, которая может быть совершенно чуждой для них.
Для получения максимально благоприятной и эффективной рабочей среды служит определенная совокупность факторов. Одним из которых является изучение уже существующих моделей управления, опираясь на школы управленческой деятельности. Теоретические знания помогут заложить правильные основы в формировании стратегии предприятия.
Существуют четыре школы управленческой деятельности, на примере которых можно понять, к каким результатам приведет определенный стиль управления.
1. Школа научной организации труда. Тейлор Ф. разработал систему побудительных факторов — материальных стимулов. Главным стимулом основатель школы считал награду, и именно этим стимулом должен овладеть каждый руководитель.
2. Административная школа. Файоль А. разработал 14 принципов управления: разделение труда, власть, дистанция, единство руководства, единство действий, подчинение личных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия подчинения, порядок, правопорядок (справедливость), стабильность персонала на предприятии, инициатива, корпоративный дух предприятия (единение персонала) [2].
3. Школа «человеческих отношений». Мэйо Э. утверждал, что все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, основываясь на социальных и психологических факторах.
4. «Наука управления». Выделяются такие подходы, как системный, ситуационный, теория человеческого капитала, концепция развития человеческих ресурсов.
Следующим необходимым компонентом в рабочей среде является выбор подходящего управленца — менеджера. Современный менеджер занимает главенствующую роль. На эту должность необходимо найти человека, обладающего такими социальными качествами, как дипломатичность, инициативность, настойчивость и работоспособность. Именно менеджер помогает организации достичь своих целей путем рационального управления людьми, поэтому в нынешнее время все больший уклон идет на квалифицированных сотрудников в этой области.