По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-072.1-053.2:159.9

Психологические аспекты эндоскопии детского возраста (из личного опыта)

Дружинин Ю.В. врач-эндоскопист отделения торакальной хирургии Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница № 1» 620149, Екатеринбург, ул. С. Дерябиной, д. 32

Эндоскопическое исследование считается высокоинформативным, но инвазивным и сложным как для врача, так и для пациента. Опыт последних десятилетий показывает непрерывный рост количества эндоскопических исследований и эндоскопических операций. Реальностью является и то, что эндоскопия в любых, самых опытных руках, в любых, самых передовых клиниках неизбежно несет определенный процент осложнений и даже летальных исходов.

По данным американской Ассоциации эндоскопии, количество осложнений составляет 0,1–0,17 %, т. е. на 600–1000 исследований приходится 1 осложнение, а детский возраст является фактором риска. Поэтому тема профилактики осложнений для врачаэндоскописта является актуальной.

За 36 лет работы врачом-эндоскопистом я сделал 114 000 исследований, при этом было 16 осложнений, что составило 0,01 %, или 1 осложнение на 10 000 исследований (в 10 раз меньше, чем у американских коллег). Летальных исходов не было.

На основании личного опыта я могу выделить следующие группы пациентов, у которых риск осложнений наиболее высок, это:

• группа детей грудного и раннего возраста;

• группа детей в возрасте 4–7 лет, которых успокоить и удержать трудно;

• группа детей, которые ранее подвергались оперативным вмешательствам на желудочно-кишечном тракте;

• группа детей с органическими поражениями ЦНС;

• группа детей-аллергиков;

• группа детей, у которых проводились эндоскопические операции и поднаркозные исследования;

• группа детей, находящихся в крайне тяжелом или агональном состоянии;

• группа детей, находящихся в состоянии выраженного психоэмоционального возбуждения;

• группа детей с нарушением гемостаза.

Необходимо выделить следующие периоды психологической подготовки ребенка к исследованию:

• до встречи с пациентом — это знакомство с историей болезни;

• после встречи с пациентом, но до начала эндоскопического исследования;

• период непосредственного эндоскопического исследования;

• период после завершения эндоскопического исследования.

Основными правилами психологической подготовки ребенка к эндоскопическому исследованию являются:

1. Оценка степени страха и психоэмоционального возбуждения ребенка, от которых зависит продолжительность и методы психологической подготовки (исходить следует из того, что все дети боятся исследования).

2. Создание общей тональности разговора — спокойной, доброжелательной и шутливой (крик медицинских работников недопустим в любой ситуации).

Для Цитирования:
Дружинин Ю.В., Психологические аспекты эндоскопии детского возраста (из личного опыта). Медсестра. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: