По данным американской Ассоциации эндоскопии, количество осложнений составляет 0,1–0,17 %, т. е. на 600–1000 исследований приходится 1 осложнение, а детский возраст является фактором риска. Поэтому тема профилактики осложнений для врачаэндоскописта является актуальной.
За 36 лет работы врачом-эндоскопистом я сделал 114 000 исследований, при этом было 16 осложнений, что составило 0,01 %, или 1 осложнение на 10 000 исследований (в 10 раз меньше, чем у американских коллег). Летальных исходов не было.
На основании личного опыта я могу выделить следующие группы пациентов, у которых риск осложнений наиболее высок, это:
• группа детей грудного и раннего возраста;
• группа детей в возрасте 4–7 лет, которых успокоить и удержать трудно;
• группа детей, которые ранее подвергались оперативным вмешательствам на желудочно-кишечном тракте;
• группа детей с органическими поражениями ЦНС;
• группа детей-аллергиков;
• группа детей, у которых проводились эндоскопические операции и поднаркозные исследования;
• группа детей, находящихся в крайне тяжелом или агональном состоянии;
• группа детей, находящихся в состоянии выраженного психоэмоционального возбуждения;
• группа детей с нарушением гемостаза.
Необходимо выделить следующие периоды психологической подготовки ребенка к исследованию:
• до встречи с пациентом — это знакомство с историей болезни;
• после встречи с пациентом, но до начала эндоскопического исследования;
• период непосредственного эндоскопического исследования;
• период после завершения эндоскопического исследования.
Основными правилами психологической подготовки ребенка к эндоскопическому исследованию являются:
1. Оценка степени страха и психоэмоционального возбуждения ребенка, от которых зависит продолжительность и методы психологической подготовки (исходить следует из того, что все дети боятся исследования).
2. Создание общей тональности разговора — спокойной, доброжелательной и шутливой (крик медицинских работников недопустим в любой ситуации).