По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Психологическая помощь лицам с овз: ресурсный подход

Владислав Шиляев заведующий отделением социально-психологической реабилитации КОГБУСО «Реабилитационный центр ''На Казанской''», г. Киров
Ключевые слова:

В настоящее время вопросам психологического аспекта реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) придается особое значение. Во многом это обусловлено тем, что меняется отношение общества к людям с ОВЗ. Так, в России длительное время в терминологии использовалось слово «инвалид», что в переводе с латинского означает «непригодный», в связи с чем к инвалидам относились прежде всего как к больным людям. Вследствие этого реабилитация данной социальной группы носила в основном медицинский характер.

Литература:

1. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 2. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции. — Кисловодск: СевКавГТУ, 2009. — С. 11–16.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.

3. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2010. — 180 с.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — 675 с.

5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

6. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. 1. — № 2. — С. 100–111.

7. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — Т. II. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.

9. Франкл В. Доктор и душа. — СПб.: Ювента, 1997. — 287 с.

10. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис…. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Хазова Светлана Абдурахмановна. — М., 2014. — 540 с.

11. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер. с англ. // Журнал исследований социальной политики. — 2004. — Т. 2. — № 1. — С. 115–126.

12. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. — М.: Изд-во «Торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — С. 46–48.

13. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов: СГТУ, 1997.

14. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology // Disability and Rehabilitation. — May 2006. — Vol. 28 (9). — P. 595–602.

Относительно недавно в России стало использоваться понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья», которое считается более мягким и нейтральным по сравнению со словом «инвалид». Сторонники социальной модели (Дж. Холл, Т. Тинклин [11], Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева [12], Е. Р. Ярская-Смирнова [13], P. Naidoo [14] и др.), акцентируя внимание не на дефектах человека, а на тех социальных ограничениях, которые мешают человеку в полной мере реализовать свои возможности, чаще используют понятие «лица с ОВЗ». Согласно данному подходу реабилитация осуществляется на основе технологий, суть которых заключается в создании таких условий жизни человека с ОВЗ, где он сможет реализовать свои права на образование, труд и самостоятельную жизнь. Медицинская и социальная модели могут и должны стать взаимодополняющими в понимании ключевых вопросов, касающихся реабилитации людей с ОВЗ, однако в данных подходах человек с ограничением по здоровью рассматривается как объект реабилитации, занимающий пассивную позицию и не влияющий на ход реабилитации.

Реабилитация людей с ОВЗ в рамках психологического подхода долгое время была сосредоточена на соматическом или неврологическом нарушении и проблеме его коррекции, то есть осуществлялась преимущественно в контексте специальной или клинической психологии. Однако в последнее время исследователи чаще обращаются к общепсихологическим и социально-психологическим проблемам инвалидности, а само нарушение выступает не столько в качестве цели психологической реабилитации, сколько в качестве ее условия (Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова [3], А. А. Лебедева, Е. И. Рассказова). Исходя из такого понимания психологическая реабилитация лиц с ОВЗ должна быть направлена прежде всего на оптимизацию личностных ресурсов реабилитантов.

В настоящее время ресурсный подход в психологии приобретает все бóльшую актуальность, фокусируя внимание на природе, структуре, качестве и средствах оценки ресурсов личности в кризисных и трудных жизненных ситуациях, возможностях психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленной на поиск, восстановление и активное использование данных ресурсов [10].

Для Цитирования:
Владислав Шиляев, Психологическая помощь лицам с овз: ресурсный подход. Служба занятости. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: