По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.254:159.923(045)

Психологическая подготовленность — ведущий фактор имиджа личности медицинского работника

Ковшова Ольга Степановна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, е-mail: ol1955ga@yandex.ru
Калашникова Валентина Владимировна доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, е-mail: ol1955ga@yandex.ru
Вавилов Александр Владимирович главный врач, СГКБ им. Н. И. Пирогова, доцент, Самара, е-mail: hospital@samara-pirogova.ru
Гиннятулина Руфия Ильдаровна заведующая отделом качества, СГКБ им. Н. И. Пирогова, Самара, е-mail: hospital@samara-pirogova.ru

Психологическая подготовленность медицинского персонала позволяет организовать эффективное решение профессиональных задач в различных условиях, особенно таких, как проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. Такое решение возможно лишь с учетом личностных особенностей медицинского персонала, эмоционального состояния и поведения. Устойчивость к стрессовому воздействию и адаптационные возможности организма являются одними из важнейших параметров личности в профессиональной деятельности. В данной работе изучены индивидуально-психологические характеристики личности врача и медицинской сестры. Установлены адаптационные и коммуникативные особенности личности. Совершенствование работы медицинского учреждения во время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. видят в улучшении собственной работы и работы с пациентом.

Литература:

1. Аминов И. И. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 287 c.

2. Земедлина Е. А. Этика и психология делового общения: Учебн. пособие. — М.: ИЦ РИОР, 2013. — 112 c.

3. Калашникова В. В. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. — Самара: Издательство Ас Гард, 2009. — 48 с.

4. Ковшова О. С., Калашникова В. В., Бенян А. С. и др. Психология профессионального общения — ведущий фактор имиджа личности медицинского работника: Учебно-методическое пособие для клинических психологов и медицинских работников. — Самара, 2018. — 73 с.

5. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 468 c.

6. Макеев В. А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета. — М.: КД Либроком, 2015. — 272 с.

7. Мельченко Н. И. и др. Психология управления: учебное пособие / Н. И. Мельченко, Т. И. Киреева, Н. В. Дейнека, В. В. Калашникова. — Самара: Издательство Ас Гард, 2010. — 156 с.

Анализ международного опыта подготовки медицинского персонала для проведения Олимпийских игр и других крупных спортивных мероприятий показывает, что специалист данного профиля должен быть психологически устойчивым, теоретически и практически подготовленным. Психологическая подготовленность медицинского работника позволяет организовать эффективное решение профессиональных задач в различных, даже экстремальных условиях

Цель — выявить особенности психической саморегуляции и социальной адаптации медицинских работников для профилактики психосоциальных нарушений в работе на крупных спортивных мероприятиях.

Психологическое исследование и тренинговая работа проводились на базе Самарской городской клинической больницы им. Н. И. Пирогова от «Центра чемпионата мира (ЧМ), Самара — 2018».

Обследовано 20 врачей и 20 медицинских сестер, которые дали согласие и должны обслуживать крупное спортивное мероприятие ФИФА-2018. Средний возраст 28±7,0 лет.

- Анкетирование.

- Методика «Личностный дифференциал» (Бажин Е. Ф., Эткинд А. М., 1983).

- Анализ своих ограничений (Вундукок М., Фрэнсис Д., 1987).

- Методы психологической коррекции — тренинг общения, ассертивности и развития коммуникативных навыков.

- Методы статистического анализа.

По данным анкетирования, у врачей, заведующих отделениями фокус внимания относительно улучшения собственной работы направлен на себя (у 86 %), при этом относительно улучшения работы во время ЧМ-2018 и улучшения работы больницы в целом у большинства завотделениями (64 и 93 %) фокус внимания на внешних факторах (ремонт, медикаменты, оборудование и т. д.) (рис. 1).

У старших медицинских сестер (86 %) относительно улучшения работы больницы фокус внимания лежит на внешних факторах (ремонт, оснащение, медикаменты), при этом полностью отсутствует фокус внимания на себе, самоанализ (рис. 2 и 3).

Но относительно улучшения работы во время ЧМ-2018, собственной работы и работы с пациентом у большинства сотрудников фокус внимания находился на себе, но есть стремление к профессиональному развитию, к повышению квалификации и к самообразованию (рис. 4).

Для Цитирования:
Ковшова Ольга Степановна, Калашникова Валентина Владимировна, Вавилов Александр Владимирович, Гиннятулина Руфия Ильдаровна, Психологическая подготовленность — ведущий фактор имиджа личности медицинского работника. ГЛАВВРАЧ. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: