По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9:004.738.5 DOI:10.33920/pol-01-2208-05

Психологическая безопасность и влияние социальной сети на коллектив

Жакшылыкова Тинатин Азисовна старший научный сотрудник, заведующая кафедрой психологии Международного университета Ала-Тоо, Кыргызская Республика, Е-mail: tinatin.zhakshylykova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-6396-6222

Статья посвящена актуальной проблеме влияния социальных сетей на психологию коллектива. Рассматривая психологическую безопасность как общее убеждение о социальном контексте, люди нуждаются в защите со стороны руководства и наоборот. Можно ожидать, что структура социальной сети общения сильно влияет на психологическую безопасность коллектива. С другой стороны, согласно теории социального заражения, люди склонны перенимать установки или поведение других людей в социальной сети, с которыми они общаются. Общение в социальной сети является минимальным контактом для социального заражения. Люди ожидают, что любая положительная и негативная информация может повлиять на психологическое состояние коллектива. Поэтому безопасность необходима внутри коллектива, особенно когда речь идет о ситуациях личного риска.

Литература:

1. Baer M., Frese М. Innovation is not enough: Climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance. Journal of Organizational Behavior. 2003; 2 4(1): 45–68. http://dx.doi.org/10.1002/job.179

2. Borgatti S., Li X. On social network analysis in a supply chain context. Journal of Supply Chain Management. 2009; 45 (2): 1–17.

3. Borgatti S., Cross R. A Relational view of information seeking and learning in social networks. Management Science. 2003; 49 (4): 432–445.

4. Borgatt S., Foster P. The network paradigm in organizational research: A review and typology. Journal of Management. 2003 29 (6): 991–1013. http://dx.doi.org/10.1016/S0149- 2063(03)00087-4

5. Brass D., Krackardt D. The Social Capital of Twenty First Century Leaders. In J.G. Hunt, R.L. Philips & L. Wong (Eds.), Out-of-the box leadership challenges for the 21st century army, 1999 (pp. 179–194). Wagon Lane: Emerald.

6. Carmeli A., Gittell J. High-quality relationships, psychological safety, and learning from failures in work organizations. Journal of Organizational Behavior. 2009; 30 (6): 709–729. http//dx.doi.org/ 10.1002/job565

7. Coleman J. Social capital in the creation of human capital. The American Journal of Sociology. 1988; 94: S95–120.

8. Edmondson A. Managing the risk of learning: Psychological safety in work teams. In M. West, D. Tjosvold & K. Smith (Eds.). International Handbook of Organizational Teamwork and Cooperative Work, 2003, (pp. 255–275). London: Wiley.

9. Ibarra H. Homophily and differential returns: Sex differences in network structure and access in an advertising firm. Administrative Science Quarterly. 1992; 37: 422–447.

10. May D., Gilson R., Harter L. The psychological conditions of meaningfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004; 77 (1): 11–37. http://dx.doi.org/10.1016/S0378-8733(01)00049-1 10.1080/1091367X.2010.49555910.1348/096317904322915892

11. Monge P., Contractor N. Emergence of communication networks. In F. Jablin & L. Putnam (Eds.). Handbook of Organizational Communication, 1999, (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.

12. Probst T., Estrada A. Accident under-reporting among employees: Testing the moderating influence of psychological safety climate and supervisor enforcement of safety practices. Accident Analysis & Prevention. 2010; 42 (5): 1438–1444. http://dx.doi.org/10.1016/j.aap.2009.06.027

13. Rice R., Aydin C. Attitudes toward new organizational technology: network proximity as a mechanism for social information processing. Administrative Science Quarterly. 1991; 36: 219–244.

14. Salancik G., Pfeffer J. A social information processing approach to job design and task design. Administrative Science Quarterly. 1978; 23: 224–253.

Для понимания функционирования команд и прогнозирования их эффективности крайне важно изучать личные отношения в коллективе. В этом смысле анализ социальных сетей (SNA) представляет собой полезные элементы методологии для понимания внутригрупповых отношений, особенно неформальных отношений внутри команды и, следовательно, их результатов. Например, Ж. Коулман подчеркивал положительное влияние сплоченных социальных связей на существование эффективных норм и на надежность социальных структур, что уменьшает неопределенность их обменов и повышает их способность к сотрудничеству [7].

С другой стороны, социальная среда, в которой происходят эти взаимодействия, играет ключевую роль в работоспособности и эффективности команды. В этой статье мы намерены исследовать конкретное измерение социальной среды — психологическую безопасность, которая определяется как разделяемое членами команды убеждение в том, что команда безопасна для межличностного риска [8].

Каждый сталкивался с ситуациями, в которых он чувствовал, что в социальной среде не безопасно идти на межличностный риск, и из-за этого избегали взаимодействия с другими людьми. Например, когда студент замечает, что лектор допустил ошибку, он может не указывать на эту ошибку. Это происходит не только потому, что он боится реакции лектора, но и потому, что он боится реакции всей аудитории. Когда работник находит ошибку в системе, но не хочет говорить о ней. А. Эдмондсон утверждал, что люди действуют таким образом, чтобы защитить свои личные интересы: если человек признает ошибку, его могут воспринять как отрицательного человека [8]. В этом смысле психологическая безопасность есть индивидуальное психологическое состояние (а не личная черта), в которой люди чувствуют, что социальный контекст не угрожает, и для них безопасно выражать себя, свои взгляды без вредных последствий. Согласно М. Бэру и М. Фрезе, психологическая безопасность человека отражает рабочую среду, в которой сотрудники могут высказываться без негативных последствий [1]. Они называют эту безопасную среду организационным климатом для психологической безопасности. Однако психологическая безопасность, как правило, изучается на более индивидуальном или командном уровне. Например, А. Эдмондсон связал психологическую безопасность команды с обучаемым поведением [8]. Данный автор относится к психологической безопасности как к командному понятию. В этом смысле индивидуальная оценка межличностного риска должна сходиться во всей команде.

Для Цитирования:
Жакшылыкова Тинатин Азисовна, Психологическая безопасность и влияние социальной сети на коллектив. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: