Деятельность профессионального водителя транспортного средства (ТС) относится к сфере операторских профессий и связана со значительным психическим напряжением, характеризуется сложностью, большой ответственностью и высокой ценой ошибочных действий, наличием угрозы для собственной жизни и жизни окружающих. За последние тридцать лет число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по причине «ошибочные действия водителей» выросло с 20 до 80 % от всех причин, при этом несоответствием психофизиологических характеристик личности водителя профессиональным требованиям обусловлено более 40 % аварий на дорогах.
Безаварийность работы водителя зависит не только от уровня общей и специальной подготовки, но и от ряда профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, определяющих актуальное психофизиологическое состояние, обеспечивающее адекватность его действий и реагирования в условиях меняющейся дорожной обстановки.
Одним из направлений решения проблемы повышения эффективности медицинского обеспечения водителей ТС является введение в состав медицинских осмотров мероприятий по психофизиологическому обеспечению. Под психофизиологическим обеспечением (ПФО) понимается система мероприятий, направленных на оценку характера и степени выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств и состояний, определяющих профессиональную пригодность и надежность деятельности работника.
Негативные изменения психофизиологического состояния водителя проявляются в снижении уровня или срывах психофизиологической адаптации (ПФА). Это обусловливает как профессиональные ошибки, так и развитие и/или обострение некоторых психических и психосоматических расстройств и в целом снижение уровня профессионального здоровья.
Проведение профессионального психофизиологического отбора и мониторинга психофизиологического состояния водителей может снизить уровень производственного травматизма и аварийности технических систем из-за ошибок персонала на 40–70 %. Существующие подходы к оценке и прогнозированию успешности водительского труда, а также в целом профессиональной надежности водителей ТС не предполагают оценки влияния на безаварийность водительской деятельности дезадаптационных нарушений.