По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.821:331.45

Психофизиологический фактор безопасности дорожного движения

Приведены результаты исследований зависимости профессиональной деятельности водителей транспортных средств от психофизиологических характеристик личности. Предложены методы оценки психофизиологической адаптации профессиональных водителей. Разработаны критерии оценки уровней психофизиологической адаптации водителей. Даны предложения по использованию результатов исследований и оценки психофизиологической адаптации профессиональных водителей для обеспечения безопасности их труда.

Деятельность профессионального водителя транспортного средства (ТС) относится к сфере операторских профессий и связана со значительным психическим напряжением, характеризуется сложностью, большой ответственностью и высокой ценой ошибочных действий, наличием угрозы для собственной жизни и жизни окружающих. За последние тридцать лет число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по причине «ошибочные действия водителей» выросло с 20 до 80 % от всех причин, при этом несоответствием психофизиологических характеристик личности водителя профессиональным требованиям обусловлено более 40 % аварий на дорогах.

Безаварийность работы водителя зависит не только от уровня общей и специальной подготовки, но и от ряда профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, определяющих актуальное психофизиологическое состояние, обеспечивающее адекватность его действий и реагирования в условиях меняющейся дорожной обстановки.

Одним из направлений решения проблемы повышения эффективности медицинского обеспечения водителей ТС является введение в состав медицинских осмотров мероприятий по психофизиологическому обеспечению. Под психофизиологическим обеспечением (ПФО) понимается система мероприятий, направленных на оценку характера и степени выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств и состояний, определяющих профессиональную пригодность и надежность деятельности работника.

Негативные изменения психофизиологического состояния водителя проявляются в снижении уровня или срывах психофизиологической адаптации (ПФА). Это обусловливает как профессиональные ошибки, так и развитие и/или обострение некоторых психических и психосоматических расстройств и в целом снижение уровня профессионального здоровья.

Проведение профессионального психофизиологического отбора и мониторинга психофизиологического состояния водителей может снизить уровень производственного травматизма и аварийности технических систем из-за ошибок персонала на 40–70 %. Существующие подходы к оценке и прогнозированию успешности водительского труда, а также в целом профессиональной надежности водителей ТС не предполагают оценки влияния на безаварийность водительской деятельности дезадаптационных нарушений.

Для Цитирования:
Митин И. Н., Психофизиологический фактор безопасности дорожного движения. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: