В статье речь пойдет об адаптации («приспособление» [1, 2]) молодых работников к месту работы, коллегам, должностным обязанностям. Под молодым работником в данной статье понимается новый работник молодого возраста в конкретной организации. Именно такие работники, как показали результаты исследования, имеют психологические и личностные особенности, которые необходимо учитывать в процессе адаптации.
Эти сотрудники должны восприниматься не как пассивный объект вхождения в организацию, а как активный субъект отношений «организация-сотрудник» [3, 4]. Уже с периода адаптации молодого сотрудника необходимо воспитывать его преданность данной организации, чувство причастности к ней, гордости и значимости от принадлежности [5, 6].
Любым психологическим отношениям присущи три компонента: когнитивный — осознание на концептуальном уровне; мотивационноповеденческий — выработка новой поведенческой стратегии и тактики; эмоциональный — эмоциональное отношение [7, 8, 9]. Управление указанными компонентами предполагает целенаправленное воздействовие в период психофизиологической адаптации, для того, чтобы получить в результате сотрудника, преданного организации, осознающего свою позицию в ней, обладающего необходимыми знаниями и навыками.
Поэтому программа психофизиологической адаптации должна быть комплексной, исключать искажающие материалы как на уровне ощущения (страх не справиться, страх ошибки, страх неумения), так и на уровне концепции [10].
В процессе адаптации нового сотрудника управляющему персоналом и наставнику необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции, активно слушать, мобилизовать к сотрудничеству, умело ставить вопросы, создавать позитивный настрой на работу в данной организации. При этом важен контроль информационного процесса с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу.
Каждый сотрудник должен чувствовать эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка — это умение показать сотруднику, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Чрезвычайно необходимо в период адаптации ситуативное одобрение. Важно, чтобы молодого сотрудника поддерживал не только менеджер по персоналу, но и максимальное число сотрудников.