По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33.1

Психофизиологическая адаптация молодежи в организации: проблемы управления

Сухова Е.В. д-р мед. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Самарский государственный экономический университет, г. Самара 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141, e-mail: enusasukhova@yandex.ru

Управление адаптацией молодых работников важно для любой организации, поскольку позволяет воздействовать на их эмоциональный, мотивационно- поведенческий и когнитивный компоненты в целях повышения эффективности их деятельности. В связи с этим при управлении адаптацией предлагается использовать разработанную комплексную программу, которая включает информационный блок, психологическое сопровождение и способы повышения внутренних резервов.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 375 с.

2. Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

3. Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как детерминанты морального выбора // Психологический журнал. — 2009. — №1. — С.44–51.

4. Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.

5. Косенко В.Г. Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Белгород, 1998. — 91 с.

6. Сухова Е.В., Сухов В.М., Барсуков В.Н., Зайнуллин Н.Р. Факторы, снижающие дисциплину лечения у больных туберкулезом легких, и возможности повышения мотивации к лечению // Пульмонология. — 2005. — № 3. — С. 17–23.

7. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 260 с.

8. Сухова Е.В., Лебедева Н.О. Иерархия личностных ценностей как механизм мотивации к лечению// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». — Самара, 2005. — № 2. — С. 76–80.

9. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954. — 164 с.

10. Рыжов А.Я. Комплексное исследование профессионального здоровья преподавателей вуза / Рыжов А.Я., Белякова Е.А., Игнатьев Д.И., Шверина О.В. // Фундаментальные науки и практика: Сб. науч. работ 2-й Междунар. телеконф. (22 мая — 2 июня 2010 г.). — Т. 1. — № 3. — Томск, 2010. — С. 123–124.

В статье речь пойдет об адаптации («приспособление» [1, 2]) молодых работников к месту работы, коллегам, должностным обязанностям. Под молодым работником в данной статье понимается новый работник молодого возраста в конкретной организации. Именно такие работники, как показали результаты исследования, имеют психологические и личностные особенности, которые необходимо учитывать в процессе адаптации.

Эти сотрудники должны восприниматься не как пассивный объект вхождения в организацию, а как активный субъект отношений «организация-сотрудник» [3, 4]. Уже с периода адаптации молодого сотрудника необходимо воспитывать его преданность данной организации, чувство причастности к ней, гордости и значимости от принадлежности [5, 6].

Любым психологическим отношениям присущи три компонента: когнитивный — осознание на концептуальном уровне; мотивационноповеденческий — выработка новой поведенческой стратегии и тактики; эмоциональный — эмоциональное отношение [7, 8, 9]. Управление указанными компонентами предполагает целенаправленное воздействовие в период психофизиологической адаптации, для того, чтобы получить в результате сотрудника, преданного организации, осознающего свою позицию в ней, обладающего необходимыми знаниями и навыками.

Поэтому программа психофизиологической адаптации должна быть комплексной, исключать искажающие материалы как на уровне ощущения (страх не справиться, страх ошибки, страх неумения), так и на уровне концепции [10].

В процессе адаптации нового сотрудника управляющему персоналом и наставнику необходимо быть психологически гибким, уметь отслеживать невербальные реакции, активно слушать, мобилизовать к сотрудничеству, умело ставить вопросы, создавать позитивный настрой на работу в данной организации. При этом важен контроль информационного процесса с помощью обратной связи, которую можно получить, используя следующие приемы: суммирование, постановку открытого вопроса, приглашающего к диалогу, выход на перспективу.

Каждый сотрудник должен чувствовать эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка — это умение показать сотруднику, что его полностью принимают как личность, разделяют его трудности и понимают его переживания. Чрезвычайно необходимо в период адаптации ситуативное одобрение. Важно, чтобы молодого сотрудника поддерживал не только менеджер по персоналу, но и максимальное число сотрудников.

Для Цитирования:
Сухова Е.В., Психофизиологическая адаптация молодежи в организации: проблемы управления. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: