При составлении плана лечения ребенка следует учитывать, что развитие происходит очень индивидуально и зависит от многих факторов. Нет четкого соотношения хронологического и психологического возраста детей (рисунок 1).
В возрасте от 5,5 до 18 месяцев малыши очень контактны, что позволяет специалистам во время осмотра разговаривать с малышом, используя различные модуляции, мимику, ласковые телесные прикосновения.
Двухлетние дети боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей. Ребенок этого возраста должен находиться в кабинете с родителями, чтобы он чувствовал себя увереннее и безопаснее.
Трехлетние дети могут вступать в контакт с врачом и медицинской сестрой, они не так резко реагируют на отсутствие в кабинете родителей. Реакция малышей главным образом зависит от собственного опыта, например, от посещения детского садика. Поведение детей в этом возрасте может быть чрезвычайно сложным, они более послушные, но более агрессивные и упрямые.
В конце раннего детства чувство страха у ребенка уменьшается. Он может обходиться без родителей, поведение в кабинете обуславливает желание заслужить похвалу и чувство гордости за свою самостоятельность.
Начало учебы является переломным моментом в поведении ребенка. На самосознание шестилетних детей существенно влияют успехи и неудачи. Авторитет воспитателя (учителя) облегчает врачу-стоматологу решение задачи по завоеванию доверия. Ребенок менее зависим от родителей, крепнут его связи со сверстниками, у него появляется чувство социальной ответственности и долга. Ребенок умеет, в зависимости от обстоятельств, прятать чувство страха за показным геройством или внешним спокойствием.
Общение врача и медицинской сестры с неуправляемыми или непослушными детьми может быть успешным в том случае, если они сумеют правильно интерпретировать различные аспекты поведения ребенка. Различают 3 категории принципиально важных моментов поведения ребенка:
1) готовность к сотрудничеству;
2) недостаточная способность к сотрудничеству;