По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Психическое расстройство или социокультурный раскол личности (размышление о судьбе Гоголя)

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1., e-mail: rozinvm@gmail.com

В статье анализируются и сравниваются три реконструкции жизни и личности Гоголя: социолога и культуролога Алексея Давыдова, психиатра и писателя начала прошлого столетия Владимира Чижа и автора статьи. Первая версия основана на идее социокультурного противоречия и раскола, вторая — психического заболевания, третья, признавая частичную справедливость каждой интерпретации, добавляет трактовку жизни нашего великого писателя как совокупного продукта развития его личности и состояния культуры, в которой он пребывал.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 341 с.

2. Борхес Х.Л. Думая вслух // Борхес Х.Л. Собрание соч. — СПб., 2005. — Т. 3.

3. Воропаев В. «Да будет воля твоя». О причинах смерти Гоголя // Интернет-журнал Сретенского монастыря [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/jurnal/arts/gogoldeath.htm (дата обращения 01.02.2019).

4. Гоголь Н.В. Письмо А.О. Смирновой // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1994. — Т. 9.

5. Давыдов А.П. Душа Гоголя. — М.: Новый хронограф, 2008. — 262 с.

6. Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 288 с.

7. Дикон Р.А. Производство субъективности // Логос. — 2008. — № 2 (65).

8. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант И. Сочинения: В 6 т. — Т. 2. — М., 1964.

9. Платон. Послезаконие // Платон. Собр. соч.: в 4 т. — Т. 4. — М.: Мысль, 1994. — С. 438–460.

10. Розин В.М. Психические заболевания как тренд развития личности и состояние культуры. — М.: URSS, 2018. — 240 с.

11. Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга. — М.: URSS, 2007. — 165 с.

12. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. — Киев, 1993.

13. Павел Флоренский, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. — М.: Московский рабочий, 1992. — 560 с.

14. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I). — Т. 1. — М.: Правда, 1990. — 447 с.

15. Чиж В.Ф. Н.В. Гоголь / Биография / Болезнь Н.В. Гоголя. 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nikolay.gogol.ru/bio/bolezn_gogolya (дата обращения 01.02.2019).

16. Щедровицкий Г.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. — 1997. — № 1–2. — С. 9, 12.

Статья поступила 01.03.2019 г.

Перефразируя Мартина Хайдеггера, повторявшего, что «мы все еще не мыслим», можно сказать, что мы все еще плохо понимаем Гоголя. Я в этом лишний раз убедился, читая прекрасную книгу Давыдова, вышедшую к юбилею великого русского писателя, и сравнивая ее с другой книгой — «Болезнь Гоголя» известного русского психиатра и литератора В.Ф. Чижа, которая появилась в самом начале ХХ столетия. Алексей Давыдов пытается понять Гоголя с помощью социокультурного объяснения, Владимир Чиж — на основе психиатрии. Книга «Душа Гоголя» как будто прямо направлена против психиатрического понимания трагедии нашего великого писателя. Давыдов не отрицает психического заболевания Гоголя, но считает его вторичным, производным от другой более глубокой причины, носящей сугубо социальный, точнее социокультурный характер. Причина эта — социокультурные противоречия (социокультурный раскол), которые писатель не мог в себе преодолеть.

«По свидетельству многих диагностов, — пишет Давыдов, — заболевание Гоголя — депрессивный невроз. Но причина этого психического расстройства, я уверен, одна — неспособность разрешить социокультурное противоречие в себе». «Писатель или проповедник? Раскол в душе Гоголя — центральная проблема анализа его творчества». «Гоголь метался между божественным и человеческим, из-за этих метаний и погиб». «Между Гоголем-архаиком и Гоголем-новатором нет диалога. Душа его, вся сущность его раздвоена, расколота между этими полюсами». «Гоголю не удалось преодолеть раскол в своей душе между патриархальными ценностями и смыслом личности» [5. C. 115, 46, 44, 45, 146]. Но что Давыдов понимает под социокультурным противоречием и расколом?

Здесь он опирается на исследования российских социологов и социальных философов, изучающих Россию, Н. Бердяева, Г. Федотова, А. Ахиезера, И. Яковенко, А. Пелипенко, И. Кондакова и других, и намечает при этом такую схему. Российская культура и общество исходно противоречивы и расколоты. Содержание противоречий и раскола в том, что сталкиваются и не могут ужиться общинно-самодержавные традиции и демократические реформы, понимание Бога как Отца и как Христа, традиционное общество и гражданское, архаическая община и личность. «В эпоху модернизации, в XVIII–XIX–XX–XXI вв., логика раскола прежняя — это противоречие между традиционной статичной соборно-авторитарной, общинно-самодержавной культурой и устремленной к переменам динамичной творческой, самокритичной личностью» [5. С. 33]. Противоречия и раскол не остаются только в абстрактной сфере идей, они реализуются, живут в литературе и личности отдельных индивидов. В результате и сама личность расщепляется, раскалывается, мечется между противоречиями (это Давыдов называет «инверсией»). «Не способный мыслить инновационно, инверсионный субъект мечется между полюсами, игнорируя промежуточные смыслы» [5. С. 27].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Психическое расстройство или социокультурный раскол личности (размышление о судьбе Гоголя). Вопросы культурологии. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: