Статья поступила 16.05.2023.
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть —
Как сами себе верны.
Марина Цветаева
Хотя я живу и работаю в Москве, но вот уже больше двадцати лет сотрудничаю с Елецким государственным университетом имени И.А. Бунина (много лет преподавал как приглашенный профессор, читаю публичные лекции, участвую в научных конференциях). Хотя в свое время много читал, в юности, пожалуй, даже очень много, начиная с Пушкина и Гончарова, так уж получилось, что прошел мимо Бунина. Буквально в этом году на конференции в Ельце мне подарили прекрасный сборник «Иван Бунин. Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы» (2016). Сел наконец читать и, естественно, был очарован, прежде всего блистательным описанием природы и женской красоты, изумительным языком и образностью. Да, Нобелевскую премию по литературе 1933 г. Бунин получил заслуженно.
Но у меня, как философа, привычка (возможно, не очень удобная для прочитанных авторов) не только прочесть, но и продумать произведение. И вот здесь я понял, что меня что-то смущает, задевает, причем достаточно глубоко. Это «что-то» — один тип сюжетов многих рассказов Бунина. Вообще он достаточно банален, кратко его суть в следующем. Герой увлекается прелестью и красотой героини, которая ниже его по социальному статусу (правда, не всегда); влечет его и сексуальное желание. Он соблазняет героиню, одновременно переживая происходящее, и затем расстается с ней, попросту бросает, забывая свои обещания (впрочем, герой и не собирался их исполнять). Другой вариант — не обязательно соблазнение, часто искренняя влюбленность (даже любовь), но почему-то, как правило, все печально или плохо кончается (герой или героиня уходят, нередко с прямым обманом). Поразило меня то, что Бунин никак не осуждает того, кто соблазнил, ушел или бросил, хотя вроде бы понимает, что тот поступил нехорошо. Вот, например, рассказ «Таня». Герой, Петр, соблазняет восемнадцатилетнюю горничную помещицы Казаковой, причем лишает ее девственности, когда она спала.