По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Проявление коррупции в сфере информационных технологий при осуществлении государственных закупок. Научно-методические материалы к курсу по экономической безопасности

Дадалко Василий Александрович профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор, Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Желябин Дмитрий Витальевич студент факультета «Прикладная математика и информационные технологии» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru

В статье рассмотрены коррупциогенные факторы, способствующие проявлению коррупции при осуществлении государственных закупок в сфере информационных технологий. Коррупциогенный потенциал обусловлен отличительной особенностью данной отрасли, которая имеет проявление на всех этапах организации государственных закупок. В связи с этим высказаны предложения по корректировке определенных моментов в федеральном законодательстве, развитию общественного контроля осуществления государственных закупок со стороны гражданского общества, а также по формированию и повышению информационно-технологической компетентности специалистов со стороны заказчиков ИТ-решений. Материалы статьи могут выступать в качестве научно-методического материала при подготовке курса по экономической безопасности.

Литература:

1. Артамонов Г.В., Хромцова М.А. Актуальные проблемы реализации федерального законодательства в сфере государственных закупок // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. — 2017. — № 5. — С. 155–160.

2. Белокрылов К.А., Белокрылова О.С., Гуцелюк Е.Ф., Джиоева Е.Г., Дюжиков С.А., Рунова Л.П., Тищенко Е.В. Механизмы снижения экономических и правовых рисков в системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Коллективная монография. — Ростов н/Д: Содействие XXI век, 2016. — 304 с.

3. Вместо тендера на соцсеть для медиков Минздрав объявил два других [Электронный ресурс] // Рамблер. — URL: https://news.rambler.ru/internet/7816298vmesto-tendera-na-sotsset-dlya-medikov-minzdrav-obyavil-dva-drugih/ (дата обращения: 08.11.2018).

4. «Газпром» заказал для А. Миллера планшет за 120 млн руб. [Электронный ресурс] // РБК. — URL: https://www.rbc.ru/economics/16/07/2013/57040c619a794761c0 cdfbc5 (дата обращения: 05.11.2018).

5. Драгилев И.Г., Гильгерт О.И. Основные барьеры участия торговых предприятий в государственных и муниципальных закупках // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — № 2. — С. 89–92.

6. Журавлева Е.А. Проявление отдельных видов коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд  // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология, право». — 2017. — С. 93–96.

7. Закупка № 31806242272. Запрос котировок на поставку компьютерных комплектующих [Электронный ресурс] // Единая информационная система в сфере закупок. — URL: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/documents. html?regNumber=31806242272 (дата обращения: 06.11.2018).

8. Ионичев В.Н. Механизм обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ионичев Василий Николаевич, Институт проблем рынка РАН, 2017.

9. Коррупция при госзакупках ИТ: рецепты противодействия [Электронный ресурс] // CNews. — URL: http://www.cnews.ru/articles/korruptsiya_pri_goszakupkah_ it_retsepty (дата обращения: 05.11.2018).

10. Косарева Т.И. Коррупция — основная проблема в сфере государственных и муниципальных закупок Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства «Свое дело — твой успех». — 2017. — С. 208–212.

11. Министерство здравоохранения и социального развития России ищет подрядчика для создания социальной сети медицинских работников и пациентов [Электронный ресурс] // Газета.Ru. — URL: https://www. gazeta.ru/business/2010/10/11/3427525.shtml?updated (дата обращения: 05.11.2018).

12. Прохоров Э.А. Коррупционная преступность в сфере государственных закупок: причины общего характера // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — № 1. — С. 378–382.

13. Рынок ИБ по итогам 2017 года: оценка «Информзащиты» [Электронный ресурс] // Системный интегратор «Информзащита». — URL: https://infosec.ru/analitika/ marketingovaya-analitika/the-market-by-year-end-2017-assessing-infosec/ (дата обращения: 06.11.2018).

14. Симаков Олег Владимирович [Электронный ресурс] // ZDRAV.EXPERT. — URL: http://zdrav.expert/index.php/Персона:Симаков_Олег_Владимирович (дата обращения: 08.11.2018).

15. Смотрицкая И.И., Шувалов С.С. Развитие института публичных закупок (к формированию новой модели контрактной системы закупок) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — № 5. — С. 99–114.

16. Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I–III кварталов 2018 г. [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. — URL: https://www.minfi n.ru/ru/perfomance/contracts/ purchases/?id_38=124945&area_id=38&page_id=4297&popup=Y# (дата обращения: 05.11.2018).

17. Финансовый отчет ОАО «Газпром» за 2014 год [Электронный ресурс] // ОАО «Газпром». — URL: http://www.gazprom.ru/f/posts/16/616270/gazprom-fi nancialreport-2014-ru.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

18. Ходасевич О.Н., Шаламова Е.Ю. Коррупция в сфере государственных закупок // Концепт. — 2018. — № 3. — С. 89–94.

19. Шацкий Д.Е. Система контрактных отношений в России: анализ проблем реализации федерального законодательства // Вестник университета. — 2018. — № 2. — С. 120–125.

20. Шмелева М.В. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных закупок // Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2018. — № 1. — С. 5–12.

Более 25 лет назад наша страна начала трансформировать экономику в сторону рыночных механизмов регулирования. В этой связи одним из ключевых вопросов относительно удовлетворения государственных и муниципальных нужд стал пересмотр системы государственных закупок. Директивные, плановые процессы исполнения государственных заказов уже не могли удовлетворять требованиям свободного рынка. Курс был положен на развитие конкурентных процедур отбора поставщиков и исполнителей.

В настоящее время механизм государственных закупок выражается в функционировании сложнейшей единой информационной системы (далее — ЕИС), запущенной 1 января 2016 года, основной целью которой стало повышение прозрачности процесса государственных закупок. Данную деятельность регламентируют Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По данным Министерства финансов Российской Федерации, за I– III кварталы 2018 года в ЕИС заказчиками размещено 2,26 млн извещений об осуществлении закупок общей стоимостью 5,55 трлн руб. Более половины заключенных контрактов (54,04%) осуществлено у единственного исполнителя, что составило 1,32 млн закупок общим объемом 2,77 трлн руб. Преобладающим способом определения исполнителя в отчетном периоде является электронный аукцион с долей в 60,4% от общего количества размещенных извещений (1,37 млн), стоимостный объем которого составил 69,9%, что эквивалентно сумме в 3,88 трлн руб. Среднее количество заявок на один лот, подаваемых участниками конкурентных способов закупок, происходит при организации электронного аукциона и составляет 3,17 (рис. 1).

Системный интегратор «Информзащита» осуществил аналитику государственных ИТ-контрактов за 2017 год. По результатам мониторинга, объем государственных закупок в сфере информационных технологий составляет 670 млрд руб., показав годовой прирост на 29%. Из бюджета организаций с государственным участием финансируется 69% заключенных государственных контрактов в данной сфере (рис. 2).

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Желябин Дмитрий Витальевич, Проявление коррупции в сфере информационных технологий при осуществлении государственных закупок. Научно-методические материалы к курсу по экономической безопасности. Ученый совет. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: