Среди многочисленных факторов, влияющих на состояние здоровья населения, ведущее место занимают качество среды обитания и экологическая обстановка, которые нередко маскируют проявления природных биогеохимических провинций. Экологическая связь организмов с геохимической средой осуществляется через миграцию химических элементов в биосфере и во многом зависит от геохимической обстановки, климата, физико-химического состава почвообразующих пород, являющихся кладовой микроэлементов, а также от агрофизических и агрохимических свойств почвенного покрова. Основой же геохимической экологии, как пишет В.В. Ковальский [10], является изучение адаптации растений и животных к геохимической среде.
Сказанное в полной мере относится к ситуации, сложившейся в г. Зеленограде, где на протяжении многих лет регистрируются высокие уровни заболеваемости по ряду нозологических форм, при этом ведущим фактором риска их развития, стало употребление артезианской воды, недостаточно изученной по химическому составу [5].
И здесь трудно кого-то судить, ведь по мере развития наших знаний менялось и представление о пригодности питьевых вод. К примеру, во времена Р. Коха основанием для суждения о гигиенической пригодности воды служили четыре метода. Немецкий доктор Kruze в 1894 г. в своей работе «Оценка пригодности воды с гигиенической точки зрения» писал о них так: «Наблюдение, что часть служащей для употребления воды производит хорошее, другая часть дурное действие, привело к заключению о значении местности, из которой берется вода; конечно, этот способ суждения, основанный только на единичных фактах, мог служить критерием только для самых общих выводов; только один факт считался установленным медицинскими наблюдениями в различных странах, это, что употребление болотистой воды способствует развитию перемежной лихорадки» [28].
И даже этот единичный «факт» оказался ошибочным, поскольку причиной развития «перемежной лихорадки» была не сама болотная вода, а самка комара Анофилис, переносчика возбудителя малярии – простейших рода Plasmodium. Естественно, что дальнейшими объективными признаками для суждения о доброкачественности воды служили ее физические свойства.