Вопрос, касающийся оценки бизнеса, в настоящий момент является весьма актуальным, т. к. эти мероприятия проводятся в различных случаях:
• при необходимости проведения реорганизации компании путем поглощения, разделения или же слияния;
• при приобретении или продаже бизнеса полностью или долей кого-то из участников;
• при проведении анализа эффективности стратегии, используемой руководством организации;
• при публичном размещении акций компании;
• при необходимости принятия обоснованного и квалифицированного управленческого решения;
• При реализации инвестпроекта, направленного на развитие компании, в случаях, когда для обоснования требуется обладать информацией об исходной стоимости организации.
Выше приведен неполный перечень случаев, когда возникает необходимость в уточнении стоимости компании, — данные сведения могут потребоваться и в иных ситуациях.
Стоимость бизнеса является универсальным критерием действенности управления в условиях конкуренции. Если говорить о собственниках компании, то эта информация дает им возможность определить, насколько качественно функционирует организация (в рамках той или иной стратегии), выявить как наиболее слабые, так и сильные стороны в целях внесения корректировок и укрепления позиций на рынке. Сторонним же лицам данные о стоимости могут помочь определиться с целесообразностью вложения средств в конкретный бизнес.
Ниже приведены основные определения, используемые в рамках данной статьи:
Бизнес — это предпринимательская деятельность, целью которой является получение экономической выгоды.
Компания — это объединение лиц (физических или же юридических) в целях осуществления совместной деятельности, направленной на извлечение финансовой выгоды. Лицо (или группа лиц), владеющее бизнесом, вправе распоряжаться им по своему усмотрению (разумеется в рамках действующего законодательства Российской Федерации): продать, подарить, завещать, использовать в качестве залога и т. д. В связи с этим бизнес может выступать в качестве предмета сделки и являться товаром.