Согласно данным официальной статистической отчетности Российская Федерация обладает земельным фондом, площадь которого в 2018 г. составляла 1712,5 млн га, в эту площадь не включены внутренние морские воды и территориальные моря [4, c. 5]. На территории нашей страны располагается 55 % самых плодородных черноземных почв мира [6, c. 6–11]. Такая огромная концентрация на территории одной страны стратегического фактора производства, которым является земля, актуализирует весь спектр вопросов, направленных на совершенствование земельных отношений.
Запушенный в начале 90‑х процесс трансформации государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения (как и возникновения и даже последующего ограничения иных форм землепользования — пожизненного наследуемого владения, аренды, сервитутов [7, с 90–96]) продолжается и в настоящее время, так как это довольно динамичный процесс, который никогда не прекратится, а, наоборот, в зависимости от сложившейся рыночной конъюнктуры и уровня развития сельскохозяйственной отросли имеет циклический характер.
В эпоху реформирования государственной собственности часть сельскохозяйственных угодий была приватизирована, в результате чего сформированы основы частой собственности и общей собственности, которая структурируется на долевую и совместную собственность. Остающаяся часть государственной собственности проходит процедуру разграничения.
В современных условиях для прозрачности и эффективности процедур разграничения государственной собственности этот процесс должен быть регламентирован федеральным законодательством и основываться на следующих процедурах: 1) инвентаризация земель; 2) процедура согласования по вертикали власти; 3) принятие решений соответствующими органами власти по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, хозяйствующим субъектам, организациям и т. д., в пользование на условиях аренды или пользования; 4) постановка на учет земельных участков в соответствии с существующим законодательством.