Переход человечества на информационный путь развития требует рождения нового человека, новой личности, устойчивой к возможным негативным последствиям тотальной информатизации и социальных изменений. Об этом писал еще Э. Фромм: «Человеческий диалог — более надежный путь к предотвращению опасных столкновений, чем шаги, продиктованные компьютером» [10]. Сейчас уже понятно, что глобализация затрагивает не только экономическую, политическую и культурную сферы. Очевидно, что глобализация — это еще и процесс социальной интеграции и унификации, которая проникает во все остальные сферы общественных отношений. Дискуссии о глобализационных процессах, не утихающие по сей день, — еще одно подтверждение тому, что споры далеки от завершения. Важно понимать, что в любой переходный период для человечества каждый отдельный человек стремится к стабильности (и часто он находит ее в семье, религии или национальной культуре). Наоборот, отдельные группы фундаменталистов и экстремистов стараются использовать нестабильное положение общества в достижении собственных (чаще всего политических и экономических) целей.
Вспомним, как за рубежом проходили погромы в Германии на расовой почве, во Франции и Дании в ответ на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда, теракты в России начала 2000-х годов, имеющие религиозную подоплеку. В настоящее время все эти события довольно эффективно нейтрализованы спецслужбами, но от этого сама проблема не утратила своей актуальности. Важно не только держать под строгим контролем ситуацию, связанную со взаимоотношениями разных народов и народностей, в целях недопущения между ними враждебных действий, но и тщательно исследовать причины, ее породившие, а это, вполне вероятно, те трудности, которые сопутствуют формированию мультикультурной и мультиконфессиональной среды, — трудности интеграции и адаптации. Обратим внимание на то, что упомянутые события выявляют глубокий кризис во взаимодействии между системами ценностей, образом жизни, духовными и культурными идентичностями иммигрантов и коренного населения. При этом миллионы людей меняют постоянное место жительства, стремясь поселиться в высокоразвитых, но чуждых им странах. А.А. Галкин обратил внимание, что чаще всего переселенцы «не стремятся слиться с окружением, овладеть языком страны пребывания, принять утвердившиеся в ней обычаи, образ жизни, культуру. Особенно четко это проявляется в тех случаях, когда речь идет об иммигрантах иных конфессий, чем местное население» [2].