В современных условиях быть крупным предприятием еще не значит быть неуязвимым, скорее наоборот, ему сложнее подстраиваться под постоянно возникающие изменения. Меняются правила игры, определяемые заказчиком, управляющей компанией, государственными органами управления и, конечно же, задачами повышения конкурентоспособности. Поэтому сейчас как никогда становится актуальной переориентация методов управления, целью которой является обеспечение поддержки принятия управленческих решений.
АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения “Малахит”», как и любое крупное предприятие с многолетней историей, сталкивается с существенной проблемой постоянных изменений как во внутренней, так и во внешней среде.
17 июня 2014 г. в состав Северного флота вступила атомная подводная лодка 4-го поколения «Северодвинск», головная лодка проекта «Ясень», разработанного АО «СПМБМ „Малахит“».
Наиболее эффективным инструментом для решения данных задач в настоящее время признано создание на предприятиях автоматизированной информационной системы, в основе которой лежит принцип единой базы данных, содержащей всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающей одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями.
Подобная система позволяет обеспечить повышение эффективности процессов осуществления деятельности предприятия, интегрировать разнородные системы для проектирования, управления заказами, экономикой и финансами в рамках одной или разных платформ. Еще одной задачей системы является мониторинг деятельности предприятия по заранее определенным «контрольным точкам».
Важно отметить, что такая комплексная информационная система (КСУ) должна затрагивать все значимые участки деятельности предприятия, иначе эффект от ее работы будет ограничен оптимизацией локальных функциональных задач подразделений, что никак не связано с улучшением управляемости предприятия в целом. Поэтому в создании, а главное во внедрении такой КСУ предприятием, должно принимать активное участие его высшее руководство. Только генеральный директор в состоянии объединить функциональные интересы своих заместителей ради общей цели, устранить возникающие разногласия и своим административным ресурсом обеспечить внедрение системы во всех подразделениях предприятия. Руководство бюро «Малахит» принимает активное участие в разработке и внедрении такой КСУ на предприятии.