В настоящий момент одной из актуальных проблем в отечественной строительной отрасли является определение и обоснование цен при:
• реконструкции объектов административного, жилого, промышленного и социального назначения;
• создании строительной продукции;
• переоснащении (техперевооружении) предприятий;
• реализации объектов в условиях рынка.
Ценовая политика государства в строительной области основывается на двух ключевых принципах:
• Определение затрат, необходимых при строительстве, а также их учет.
• Использование правил по расчету и оптимизации цен.
Стоимость строительной продукции определяется при помощи сметной документации. Согласно методической документации, сметная стоимость представляет собой нормативную цену. Поэтому для ее определения нужно использовать:
• проектные сведения (информацию об объемах работ, спецификации, чертежи, ведомости и т. д.);
• методическую документацию;
• нормативную документацию. Нормативные документы включают в себя сборники расценок и норм по видам работ (монтажных, строительных, пусконаладочных и реставрационных).
Сейчас наиболее актуальным является ресурсный метод, как самый достоверный из существующих. С его достоверностью согласны как власти, так и представители отрасли. Цена, полученная при помощи этого метода, как наиболее точного, с применением нормативной и проектной документации и будет использоваться при реализации объекта.
При определении сметной цены специалисты должны прибегать к методической документации. Сейчас существует масса методических документов, содержащих в себе рекомендации и разнообразные методики.
Перед началом сотрудничества стороны (подрядная организация и инвестор) обговаривают применение СНБ и способ формирования цены, после чего отражают это в договоре подряда.
Сотрудник, занимающийся подготовкой смет, должен обладать обширными знаниями в строительной области, иметь строительное (либо экономическое) образование.