* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 2014 г.
Расчеты с бюджетом требуют постоянного контроля достоверности исчисления и полноты уплаты налогов, оценки применяемой в бюджетном учреждении учетной политики для целей налогообложения и ее соблюдения. Организация и осуществление внутреннего налогового контроля способствует увеличению и рациональному использованию финансовых ресурсов бюджетного учреждения.
Установленный действующим законодательством порядок исчисления и уплаты налогов предполагает наличие высокого уровня экономических знаний и правовой грамотности налогоплательщиков, а по отдельным налогам – необходимость организации системы налогового учета. В связи с ужесточением контроля со стороны налоговых органов увеличивается риск обнаружения ошибок и нарушений, допущенных при расчете налогов. Необходимо оперативное получение информации, обеспечивающей точность исполнения обязательств по налогам, что требует формирования эффективной системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогам.
Осуществление внутреннего контроля за исчислением и уплатой налогов возложено на субъекты, где контроль выполняет ряд функций: проверочную, регулятивную, информативную. Все эти функции подчинены единой цели – снизить налоговые риски, обеспечить руководителей информацией для принятия управленческих решений и защитить бюджетное учреждение от штрафных санкций как со стороны налоговых органов, так и его клиентов.
Внутренний контроль проверки налоговых расчетов должен обеспечить:
— подтверждение достоверности и законности определения налогооблагаемой базы по каждому виду уплачиваемого налога (сбора);
— установление правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности объекта обложения по каждому виду уплачиваемого налога (сбора);
— подтверждение законности и обоснованности применяемых льгот по каждому виду уплачиваемого налога (сбора);