Численность населения в городах в последнее время стремительно растет: если в середине XX века в городе в среднем проживало около 50–60 %, то сейчас приток населения из сельских территорий увеличивает число проживающих в городе ежегодно на 1–2 %. Результат такого социального притока следующий: города должны расширять свои границы. В это же время возникает проблема: промышленные зоны, которые конструировались на значительном удалении от основного жилого массива, внезапно оказываются чуть ли не в центре или в жилой застройке.
Все это провоцирует ряд критических ситуаций:
Во-первых, промышленные зоны на территории города вредны для здоровья граждан. Во-вторых, в таких зонах увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений. В-третьих, если производства закрываются в связи с экономическими или иными проблемами, то опустевшие объекты становятся рассадниками асоциальных элементов. Реконструировать или сносить такие объекты проблематично с финансовой точки зрения для любых субъектов. Единственный путь — это реновация подобных промышленных территорий.
Отметим сразу, что реновация существенно отличается от реставрации: реновация меняет функцию здания, но она в это же время позволяет максимально использовать существующие ресурсы, а также предоставляет возможность сохранить внешний облик здания практически до 90 %.
Наиболее популярным опытом, которым могут воспользоваться в РФ, является реновация промышленных зданий в Газгольдеры в Вене (Австрия). В конце XIX века там возвели четыре резервуара цилиндрической формы (высота таких зданий составляла около 70 м, диаметр одного здания — 65 м). Цель строительства таких резервуаров — хранение сжиженного газа.
В конце XX века такие здания были признаны устаревшими, появилась идея провести их реновацию. Власти города официально объявили конкурс, по итогам которого были выбраны несколько компаний. Каждая из представленных компаний предложила свой проект реновации газгольдеров. Хотя фирмы и предложили разные взгляды на объекты, но общая идея была сохранена, так как газгольдеры были связаны друг с другом закрытыми переходами.