Дата поступления рукописи в редакцию: 17.07.2025
Дата принятия рукописи в печать: 09.08.2025
В последние годы телемедицина стала неотъемлемой частью современной системы здравоохранения, предоставляя пациентам возможность получать медицинские консультации и услуги дистанционно — это особенно ценно для жителей удаленных регионов, где нет профильных специалистов, людей с ограниченной мобильностью, а также пациентов, которым требуется срочная, но не экстренная помощь. Согласно отчету Global Market Insights, «растущий акцент на обеспечении доступа к передовым медицинским услугам для людей, проживающих в отдаленных районах, будет способствовать внедрению телемедицинских услуг» [1], что говорит об актуальности указанного направления для развития современного формата оказания медицинской помощи за счет снижения географического разрыва при повышении доступности медицинской помощи. Характерно, наблюдается активное развитие телемедицинских технологий как в России, так и во всем мире: по данным агентства BusinesStat, в 2023 г. в России было проведено 6,33 млн телемедицинских консультаций, что на 40 % превышает показатель 2020 г., составлявший 4,51 млн консультаций [2]. Аналитическое агентство Smart Ranking отмечает, что в третьем квартале 2023 г. объем сегмента телемедицины в России достиг 3,76 млрд рублей, что на 50 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и на 12 % больше, чем во втором квартале того же года [3]. Указанные данные свидетельствуют о стабильном и динамичном росте телемедицинских услуг в стране. Мировой рынок телемедицины также демонстрирует положительную динамику. В 2023 г. объем глобального рынка телемедицины превысил 60 млрд долл., и прогнозируется его ежегодный рост на 19 % до 2030 г. [4]. Основными факторами такого роста являются увеличение спроса на удаленные медицинские услуги, развитие технологий и стремление к снижению затрат на здравоохранение [5].
Несмотря на впечатляющие показатели роста, многие телемедицинские платформы сталкиваются с серьезными проблемами в области пользовательского опыта (UX-дизайна). Пользователи часто испытывают трудности при поиске необходимых услуг или информации, что приводит к фрустрации и отказу от использования платформы. Сложные и перегруженные интерфейсы затрудняют взаимодействие пользователей с платформой, особенно для пожилых людей или тех, кто не обладает высоким уровнем цифровой грамотности. Многие платформы не учитывают потребности людей с нарушениями зрения, слуха или моторики, что ограничивает их доступ к медицинским услугам [6]. Проблемы с производительностью, вызванные перегруженностью лишними элементами интерфейса и анимациями, могут негативно сказываться на опыте пользователей, вызывая недовольство и снижая доверие к сервису [7]. Недостаток персонализации, индивидуального подхода и рекомендаций также снижает эффективность взаимодействия и удовлетворенность пользователей. Подобные проблемы с UX-дизайном могут сдерживать дальнейшее развитие рынка телемедицинских технологий, сопровождающееся увеличением числа пользователей [8], так как, начиная пользоваться подобными услугами, пользователи априори ожидают высокого качества обслуживания, но в итоге из-за технической составляющей, которая дает им первое впечатление, его в полной мере не получают. 88 % пользователей с меньшей вероятностью вернутся на сайт после негативного опыта [9], а 48 % судят о надежности компании по дизайну ее вебсайта [10]. Это подчеркивает критическую важность удобного и продуманного UX-дизайна для удержания и привлечения пользователей.