По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.03

Просветительская политика Российской империи в рамках аккультурации мусульманских народов Северокавказского края (XIX век)

Хачидогов Руслан Асланович ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России», Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123, e-mail: Ruslan.khachidogov.88@mail.ru

В представленной статье с культурологических позиций анализируется политика Российского государства в области просвещения мусульманских этносов, проводимая им на Северном Кавказе в XIX столетии. На основании впервые представленных материалов показывается, что в крае бытовала весьма своеобразная система мусульманского образования, состоящая в основном из двух типов учебных заведений — мактаба и мадраса. Доказывается, что обучение в них имело свою специфику, мало пригодную в условиях развивающейся экономики края, на что указывали российские и горские культуртрегеры. Делаются выводы, что, несмотря на некоторое увеличение численности школ для мусульманского населения, российское правительство в лице Министерства народного просвещения, долгие годы не обращавшее внимания на потребности горцев-мусульман в обучении, являлось тормозом образования для нерусских народов, что было весьма сдерживающим фактором в их аккультурации.

Литература:

1. Bleyh N. О. The Contribution of Russian and Mountaineer Enlighteners to the Making of Writing Culture in the North Caucasus // Bylye Gody. — 2015. — Vol. 36. Is. 2. — P. 289–294.

2. Блейх Н. О. Влияние российской литературына просветительскую мысль Северокавказского края // Вопросы культурологии. — 2015. — № 5–6. — С. 56–60.

3. Боцвадзе К. Какому кандидату следует отдать предпочтение на должность инспектора или наблюдателя начальных школ и почему? // Казбек, 1905, 29 июля.

4. Бритаев С. Мусульманская школа // Терек, 1915, № 5377.

5. Воспоминания князя А. М. Дондукова-Корсакова. Князь М. С. Воронцов // Старина и новизна. — 1902. — № 5. — С. 134.

6. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 427. [Попечитель Кавказского учебного округа]. — Л. 112 об.

7. ГАКК. Ф. 15. [Кавказская дирекция училищ Ставропольской губернии 1847– 1876 гг.]. — Л. 14–16.

8. Дзасохов Г. И. К вопросу о кандидате на должность наблюдателя школ // Казбек, 1905, 4 августа.

9. Дзасохов Г. И. К ревнителям просвещения инородцев // Терек, 1912, 12 июня.

10. Дзасохов Г. И. О воспитательном и образовательном значении родного языка // Казбек, 1904, 27 апреля.

11. Дзасохов Г. И. О просвещении мусульманского населения // Терек, 1911, 15 февраля.

12. Дзасохов Г. И. Голос смущенной совести // Казбек, 1905, 26 июля.

13. Кочисов В. К., Чеджемов С. Р. История развития народного образования в Осетии. — Владикавказ, 1995. — 211 с.

14. Ленин В. И. О воспитании и образовании // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. С.Ф.Егоров. — М., 1986. — 321 с.

15. ОРФ СОИГСИ (Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследователей). Ф.11 [Г.И.Дзасохов]. Оп.1.Д. 35. — Л. 81–171.

16. Уруймагов Х. А. Из области педагогики // Терек, 1915, 15 апреля.

17. Хетагуров К. Л. Церковные школы в Осетии // Собрание сочинений. — М., 1960. Т. 4. — 401 с.

18. Цаликов А. Т. Мусульмане в России. — М., 1917. — 112 с.

19. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания). Ф. 12 [Канцелярия начальника Терской области]. — Л. 34.

Статья поступила 20.01.2017 г.

XIX в. для Российской империи впечатлял новыми социально-экономическими преобразованиями, которые повлияли на культурную жизнь губерний и уездов. Социокультурные изменения, произошедшие в духовной жизни горских этносов после присоединения к Российской империи, а также интерполяция всего региона в орбиту капиталистических отношений предоставили возможность образования и мусульманским народностям, населяющим край. Однако вышедшие в свет в последнее время исследования дают негативную оценку исламскому образованию, которое якобы не способствует гармоничному развитию молодежи. Поэтому сегодня как никогда очень важно знать историю развития исламского образования, изучить его положительные аспекты и мудро использовать для воспитания подрастающего поколения. Северокавказский регион в основном заселен народами, исповедующими ислам, и для того, чтобы в обществе не было места ваххабизму, искажающему магометанскую идеологию, необходимо обратиться к историческому прошлому. И в этом нам поможет историческая панорама развития образования XIX столетия у мусульман горских народов в контексте государственной политики российской державы.

Со времени вхождения Северокавказского края в Российскую империю последняя старалась привить аккультурацию горцев в основном посредством просвещения. В итоге к началу XIX столетия здесь уже установилась своя образовательная конструкция, всецело подчиненная цели патронации горских народов в духе преданности русскому престолу. В этом случае царские чиновники делали ставку на рост духовности нерусских народов посредством их конфессионального образования при помощи церковно-приходских и мусульманских школ. Поскольку Северокавказский край и особенно его северо-западная часть состояла из этносов адыгской, вайнахской, дагестанской этнических групп, исповедующих ислам, царские чиновники вынуждены были обратить внимание и на развитие образования среди этих народов, которое вызывало много вопросов.

Для Цитирования:
Хачидогов Руслан Асланович, Просветительская политика Российской империи в рамках аккультурации мусульманских народов Северокавказского края (XIX век). Вопросы культурологии. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: