Статья поступила 20.01.2017 г.
XIX в. для Российской империи впечатлял новыми социально-экономическими преобразованиями, которые повлияли на культурную жизнь губерний и уездов. Социокультурные изменения, произошедшие в духовной жизни горских этносов после присоединения к Российской империи, а также интерполяция всего региона в орбиту капиталистических отношений предоставили возможность образования и мусульманским народностям, населяющим край. Однако вышедшие в свет в последнее время исследования дают негативную оценку исламскому образованию, которое якобы не способствует гармоничному развитию молодежи. Поэтому сегодня как никогда очень важно знать историю развития исламского образования, изучить его положительные аспекты и мудро использовать для воспитания подрастающего поколения. Северокавказский регион в основном заселен народами, исповедующими ислам, и для того, чтобы в обществе не было места ваххабизму, искажающему магометанскую идеологию, необходимо обратиться к историческому прошлому. И в этом нам поможет историческая панорама развития образования XIX столетия у мусульман горских народов в контексте государственной политики российской державы.
Со времени вхождения Северокавказского края в Российскую империю последняя старалась привить аккультурацию горцев в основном посредством просвещения. В итоге к началу XIX столетия здесь уже установилась своя образовательная конструкция, всецело подчиненная цели патронации горских народов в духе преданности русскому престолу. В этом случае царские чиновники делали ставку на рост духовности нерусских народов посредством их конфессионального образования при помощи церковно-приходских и мусульманских школ. Поскольку Северокавказский край и особенно его северо-западная часть состояла из этносов адыгской, вайнахской, дагестанской этнических групп, исповедующих ислам, царские чиновники вынуждены были обратить внимание и на развитие образования среди этих народов, которое вызывало много вопросов.