По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2501-03

Просвещение «Транса»: опрощение, профанация, скудоумие — оферта ‘злой неволи’ или стратегия Новой Инквизиции (внегендерный аспект Деградации)

Меньшикова Елена Рудольфовна кандидат культурологии, филолог-философ, теоретик искусства и науки, независимый эксперт, Россия, 123056, г. Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

При попустительстве (и возможно злонамеренном) фундаментальной науки, русская философско-историческая мысль купирована и практически изъята из обращения в ‘образовательном процессе’ — ‘боевая молодежь’ не знает Ломоносова, не чтит Татищева, ни Чернышевского, не ведает Данилевского и Вернадского, слыхом не слышала о Фрейденберг и Пумпянском, не читает много изданных Лосева и Лихачева — но такое «отвращение» от ‘русского философствования’ сформировано именно распространением и вольным произрастанием ‘норманнского вопроса’, который, по мнению современных ‘Кропоткиных от образования’, до сих пор не прояснен. Доколе, спросим мы? Кем не прояснен? «Норманнская теория» и ее последствия: ужами недомыслия пугая и возмущая всеми своими ‘рогами и копытами’, обернулась дамокловым мечом для «русской культуры», в которой «просвещение» потеряло не только свою голову, но и стыд. Пропущенные через ветряки и мельницы «оптимизации» современные структуры Образования, прирастая массой — в стремлении быть то ли Деловым центром, то ли Тадж-Махалом, играя в «подкидного» с властью, ставят на «массы», игнорируя именно вопрос «границы» и «безграничья» — отчего ‘ценностные ориентиры’ в современной русской культуре сточены до грибницы — эти самые «массы» не знают какому языку присягать, что принять на веру, красиву или умну быть, служить иль ворожить, как быть и зачем любить? При этом оптимизированные системой образованцы-новобранцы мечутся ‘носорогами Ионеско’ по вузам страны, вытаптывая остатки того «разумного, доброго, вечного», что успели передать — впрыснуть березовым соком — родители чадам своим. «Норманнская теория» стала той ‘скверной русского образования’, благодаря которой, словно во власти распыленного вируса, Русская культура сильно инфицирована: вся в оспинах, а местами покрылась коростой — обращение в ‘однорукого ковбоя’ для нее болезненно и мучительно: и поет-то она с чужого голоса, и стреляет-то из пушки по воробьям — Мышление скребет по сусекам да амбарам, но ума-разума и с горсточки не собирает — ни одной русской пословицы-поговорки, ни песенки, ни молитвы в помощь, ни стихотворения по памяти прочесть, ни стих самому сложить, ни пуговицы пришить, ни чести собственной отстоять, ни Родине поклониться! Это все ‘корешки да вершки’ прораставшей 300 лет и три года (с царствования Анны Иоановны) ‘культуртрегерской кампании’, задуманной на фоне военных разногласий и случившихся поражений (войны Петра I), основанной на камлании и идолопоклонстве чуждым идеалам, что нацелена была только на одно: на ‘расподобление Разума’ и ‘утрату идентичности’ — русской самобытности с ее независимым нравом и метким словом — совокупного русского Характера. И совсем не лишним окажется вывод: ‘норманнский вопрос’ воспитывает: 1) отчужденность, или ‘гражданскую бесхребетность’; 2) сквозное предательство — в условиях «военного времени» очень опасные характеристики!

Статья поступила 09.12.2024.

Прежде чем мы приступим к изложению проблемы, как и прежде, дадим экспозицию историчности момента: уходящего 24-го года — третьего года СВО и внутренней смуты в государстве РФ — кратким, но не кротким взором. По примеру Р. Барта, француза-скептика, что совершил революцию в науке «феноменологии», переведя «филологию» в разряд «философии», и как ‘филолог, поцелованный Минервой’, мы (автор-имярек) приучены считывать ‘знаки времени’ и складывать их в копилку Сознания — темпоральными аккордами — уже оцифрованными Смехом — нашим внутренним цензором — скептиком-аналитиком, что внимателен ко всяким перевертышам, и зная, что ‘Буря начинается с вывесок’ и продолжается ими — см. Андерсена, что говорил своему обществу ‘ничего, кроме правды’, смягчая ее притчевой формой, чтобы придать времени вневременной характер1, то есть вводя в современность метафизичность и поэтику Бытия, — словом, когда приходится ходить, мы наблюдаем жизнь и в суете шагов встречаем мифологии, проросшие опятами на нашей русской благодатной почве. На знаменитой улице Горького, ныне восстановленной Тверской, в некогда знаменитом магазине «Подарки» тоску осенней непогоды, да и, собственно, российских невзгод призваны разогнать лики носорогов — так ныне зазывают получить высшее образование — уточняем: университет «Синергия»2. Для русской действительности ничего нельзя было найти лучше? Хотя немного подумав решили, что это было ‘попадание в точку’: носорог — олицетворение тьмы и демонизма — представлен и представляется как ‘Подарок с ул. Горького’ — а в ‘смутное время’ демонические символы, к тому же не скрывающие своих лиц и чар, это и есть то оружие «Троянского терроризма» (суммы технологий)3, что нацелено на захват ‘пространства обитания’ народа — ни много, ни мало, и этот выпад рапиры, а мы, идя по Тверской, ощутили именно его — ощутили не как не ‘укол зонтиком’, хотя и довольно ядовитый, но как ‘осиновый кол’, что направлен в самое сердце русское — ядом кураре: Ложью и ложной сутью, — он был явлен саркастически и открыто — боксерской перчаткой гибриста4, насильника и нахала, — размашистыми рисунками (гротесковыми) в два этажа витринных стекол — вульгарных и беспардонных своей чужеродностью на главной российской «дороге к Кремлю» — на такой беспечной и по-русски широкой. И вонзался именно в ваше Сознание: как это возможно? хищники обучают Знанию? и как «управлять массами»? А за углом — Государственная Дума, а чуть вперед и направо — могилы павших и Вечный огонь, а там и Красная площадь с Лобным местом и памятником Минину и Пожарскому — там столько Русского Духа прошло-прошагало, гордо неся русские хоругви и раны боевые, что только диву даешься: неужели поглупели разом все думные дьяки, коли допускают ‘заморскую образованщину’ — вместо белорыбицы-кириллицы — и поныне рулить ‘процессом просвещения’ в РФ? А народ молчит и пробегает мимо синергийных окон? Полагаю, что ‘дерзкую пощечину’ фиксировали не все, но на то и был расчет воротил-обученцев, пестующих «управленцев нового поколения»: улыбки носорогов (понятно мультяшные) и приглашение «от носорога» испить кофе: «Путь к знаниям начинается с чашки кофе» — обескураживали: они должны были переключить «восприятие» на бытовой план, перевести в ‘шутейный тон’, представляя Зло — добрым Винни, уводя от сути вопроса, что и «вопросом-то» в русской культуре не был: ваше (наше) Знание начинается не только, как минимум, с удивления, а максимум — с усилия воли и трудолюбия — но нет, уверяют носороги: довольно кофе! Замечу, в Древней Греции знания и ‘путь к ним’ были, а вот кофе ахейцы с минойцами не ведали, что не помешало им изобрести письменность и другие сопутствующие Знанию обстоятельства: литературу, поэзию, натурфилософию, медицину, архитектуру. Может быть, носороги и не причем, скажут иные, да и «висят» возможно давно, и возможно не только на Тверской, но как филолог замечу: пьеса Эжена Ионеско «Носорог»5 (1960 г.) возмутила послевоенное общество, еще не успевшее стать «обществом потребления», но именно она, вслед за «Превращением» Ф. Кафки, его же «Замком», явилась ‘художественным прозрением’ — прозреванием будущего — как драматургическая притча о ‘тотальном превращении в жестокого хищника’ — о превращении целого города в ‘корпорацию госслужащих’ — расчетливых тварей, топчущих все живое и прекрасное — человеческое. Но ведь и Дж. Свифт упреждал на таком окружении — гуигнгнмов6 — правда, тех, утративший свое влияние при дворе, прогрессист и полемист вывел «добряками», живущими рядом и не стремящимися расподобить человека, и тем более оборотить его в «зверя» — сказалось великодушие самого Декана, что сохранял веру в Человека все годы своей опалы и практически забвения. Ионеско пишет свой «сатирический дифирамб» как «наитие» — философское — утраченного Мiра, и без всякой надежды на «светлое» и «доброе», и потому само поглощение «корпорацией монстров» происходит обыденно и бесповоротно: словно по мановению волшебной палочки — злой воли, не божьей, — и оттого, видимо, писатель избирает минимализм древнегреческой драмы — минимум декораций, минимум героев, Логос в действии и Эйдос — в финале, причем бескомпромиссный, горький, трагический — как ослепление Эдипа.

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Просвещение «Транса»: опрощение, профанация, скудоумие — оферта ‘злой неволи’ или стратегия Новой Инквизиции (внегендерный аспект Деградации). Вопросы культурологии. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: