Несмотря на значительное усовершенствование диагностических и хирургических методов, применяемых в стоматологии, в настоящее время продолжает иметь место увеличение числа пациентов с потерей зубов не только среди пожилых людей за счет повышения продолжительности жизни, но и среди лиц трудоспособного возраста [1; 11].
Сегодня использование дентальных имплантатов позволяет наиболее эффективно восстановить утраченные жевательную и речевую функции и улучшить качество жизни пациентов [2; 10]. Однако основной проблемой, с которой все чаще приходится сталкиваться специалистам при планировании дентальной имплантации, является недостаточное количество и низкое качество кости в зоне предполагаемой операции, снижение активности процессов репаративной регенерации [9].
Все большее число пациентов с диагнозом полное и частичное отсутствие зубов обращается за высокотехнологичной медицинской помощью в целях реализации лечебных протоколов по восстановлению утраченных зубов с применением метода дентальной имплантации. Согласно статистике клинической базы кафедры пропедевтической стоматологии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России Центра челюстно-лицевой и дентальной имплантологии «I. R. I. S.», где проводится одна из частей исследовательской работы, по данным за 2019–2023 годы, из общего числа пролеченных больных более 95 % составляют клинические случаи обращения пациентов в возрасте от 54 до 72 лет.
Согласно классификации возрастов, принятой Всемирной организацией здравоохранения, пациенты указанных возрастных групп относятся к категории среднего и пожилого возраста. Реабилитация таких больных с использованием дентальных имплантатов, как правило, проводится при условии отсутствия декомпенсированной общесоматической патологии под сбалансированной анестезией.
Эндокринная перестройка в период менопаузы приводит к дисбалансу минерального обмена, что является важным фактором формирования постменопаузального остеопороза и неэффективности применения дентальных имплантатов [4]. Женщины, принадлежащие к вышеуказанным возрастным группам, находятся в менопаузальном периоде [5].