Основной задачей лечения остеопороза (ОП) является нормализация процесса костного ремоделирования, что приводит к увеличению минеральной плотности кости (МПК) или ее стабилизации, улучшению качества кости и снижению частоты низкоэнергетических переломов (НП), которые происходят при падении с высоты собственного роста или без дополнительного травматического воздействия (спонтанно) и представляют собой основные клинические проявления ОП.
НП — основная причина снижения качества жизни (КЖ) пациентов с ОП, особенно в короткие сроки после перелома. Так, одномоментное исследование, посвященное КЖ больных с переломами дистального отдела предплечья, с использованием опросника SF-36 показало снижение его по шкале физического, социального и ролевого эмоционального функционирования у данных пациентов по сравнению с КЖ женщин без ОП и переломов и лиц с ОП, но без переломов в анамнезе (р < 0,0001) [1].
По данным исследования FREEDOM (Fracture Reduction Evaluation of Denosumab in Osteoporosis Every 6 Months), наиболее выраженное ухудшение КЖ отмечалось в течение первых трех месяцев после НП [2]. В то же время КЖ больных зависит и от локализации произошедшего перелома. Например, по данным проспективного исследования GLOW (Global Longitudinal study of Osteoporosis in Women), в рамках которого были обследованы 57 141 постменопаузальная женщина в возрасте 55 лет и старше, наиболее выраженное его снижение отмечалось после НП позвоночника. В меньшей степени КЖ снижалось при НП проксимального отдела бедра и в еще меньшей степени — при переломах других локализаций [3].
В другой работе было продемонстрировано, что наиболее значимое ухудшение КЖ отмечено после НП проксимального отдела бедра по сравнению с НП позвоночника и дистального отдела предплечья [4]. Локализация перелома влияет и на темпы восстановления КЖ, при этом наиболее быстро оно восстанавливалось при переломе дистального отдела предплечья [4; 5].
Проспективное наблюдение за больными, перенесшими перелом проксимального отдела бедра, и пациентами после острого инфаркта миокарда продемонстрировало, что через три года показатели физической активности и общего здоровья, полученные с помощью опросника SF-36, в обеих группах оставались низкими, но пациенты после остеопоротического перелома имели худшие показатели шкал жизнеспособности и психического функционирования (р < 0,05) [6]. По данным А.Н. Комиссарова и Г.А. Пальшина, у жителей г. Якутска 50 лет и старше в течение первых двух лет после произошедшего НП проксимального отдела бедра отмечалось резкое ухудшение КЖ, связанное со значительным ограничением двигательной и социальной активности [7].