В начале текущего года лизинг привлек внимание деловой прессы дискуссией, развернувшейся между депутатом Госдумы Евгением Шулепиным с одной стороны и Минфином и ЦБ — с другой. Депутат предлагал внести поправки к закону «О лизинге», предполагавшие, в частности, передачу регулирования незначительной части лизинговой отрасли Минэкономразвития. Минфин и ЦБ, считающие необходимым передать контроль над всей лизинговой отраслью Центральному банку России, негативно отнеслись к инициативе депутата. Они ссылались в том числе на отсутствие в проекте, представленном Евгением Шулепиным, «целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности»1 .
Создается впечатление, что финансисты и чиновники ЦБ, стремящиеся взять под свой контроль массив собственности в несколько триллионов рублей и утверждающие, что лизинг имеет полностью финансовую природу, не удосужились разобраться в том, что представляет собой лизинг в рыночной экономике вообще и в российской в частности.
Вероятно, в этой ситуации имеет смысл обратиться к истории и теории вопроса. И начать стоит с, казалось бы, прописных истин.
Дословный перевод с английского слова «лизинг» (Leasing) — аренда.
Мода на использование иностранных слов в нашем государстве возникала периодически. Последний всплеск — 1990-е гг., когда интерес ко всему иностранному, в том числе в экономике, определялся масштабным переходом к новой экономической системе. Следует заметить, что в этот период в русском языке уже прочно «прописались» такие слова, как «прокат», «наём», «абонирование», «фрахт», которые в различных ситуациях воспринимались как синонимы слова «аренда».
Почему же понадобилось найти место еще одному синониму «аренды»?
Отчасти это объясняется тем, что в неанглоязычных развитых странах Западной Европы — Франции, Германии — термин «лизинг» уже широко использовался в экономической деятельности.
В большей же степени появление в России нового слова как бы подчеркивало, что в возникающей рыночной экономике появилась почти «аренда», но «аренда», несущая в себе нечто новое, неведомое экономике административно-командной.