Согласно данным Росстата, промышленность в феврале 2015 г. перешла символическую нейтральную границу и практически впервые за последние 12 мес. (за исключением ноября 2014 г.) вошла в зону отрицательных темпов роста. Количественная статистика показала темпы роста индекса промышленного производства в феврале 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на уровне 98,4 %. При этом основным негативным драйвером, обеспечившим падение отрасли, стали обрабатывающие производства (97,2 %). В распределительных видах промышленной деятельности отмечено менее интенсивное падение (98,3 %), а «добыча» повторила результаты февраля прошлого года (100,1 %).
Несмотря на неудовлетворительные итоги работы промышленности в феврале 2015 г., пока еще рано говорить о появлении устойчивой тенденции к сокращению объемов производства. Вместе с тем отсутствие ярко выраженных факторов роста, противоречивая макроэкономическая ситуация в стране и неопределенность руководителей промышленных предприятий в оценке дальнейших экономических и геополитических изменений не дают оснований утверждать о благоприятном развитии событий для промышленности в 2015 г. Скорее всего, уже в конце лета отрасль войдет в рецессию и завершит свой экономический дрейф в 2015 г. с отрицательными темпами роста в интервале от –1,5 % до –2 %.
Косвенным подтверждением возможного продолжения отрицательной динамики развития отрасли могут служить относительно слабые результаты мартовского предпринимательского опроса. Общий фон снижения предпринимательских настроений хорошо заметен. Особенно это касается оценок респондентами ситуации со спросом на продукцию своих предприятий. В частности, только 15 % респондентов сообщили об улучшении спроса по сравнению с февралем, 17 % — констатировали падение спроса и почти у семи предприятий из десяти спрос сохранился на уровне февраля 2015 г. Данные оценки являются самыми худшими за последние пять лет. Производственная ситуация в марте практически сохранилась на уровне февраля с небольшим негативным сдвигом. Следует отметить, что в марте выявлены самые худшие прогнозные ожидания респондентов относительно развития спросовой и производственной ситуаций на ближайшие 3–4 месяца. Однако из-за быстро меняющихся внутренних и внешних экономических и политических событий и повышенной предпринимательской неопределенности в их оценке респонденты стали чаще ошибаться с прогнозированием развития своих предприятий. Данный сигнал можно рассматривать как негативный.