По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.17:364 DOI:10.33920/pol-01-2205-06

Промышленное предприятие как субъект развития города (на примере ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»)

Никитина Валерия Сергеевна магистрант, ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова", 455000, Россия, г. Магнитогорск, просп. Ленина, д. 38, Е-mail: nikitina976@yandex.ru
Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова", 455000, Россия, г. Магнитогорск, просп. Ленина, д. 38, ORCID 0000-0002-9997-7174

В данной статье рассматривается роль социальной политики градообразующего предприятия в жизни общественных организаций, города и его жителей. При изучении вопросов внешней социальной политики были проанализированы работы А. Костина, А.Б. Каримова, которые рассматривали социальную политику предприятия как заботу не только о работниках предприятия, но и перед населением региона, как вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоёв населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта. Социальная политика предприятия должна отвечать не только нуждам сотрудников, которые трудоустроены в данной организации. Если политика предприятия достаточно развита, то больше вероятности нахождения источника финансирования в лице спонсоров. Данный момент позволяет прогрессировать предприятию, а также его внутренней и внешней социальной политике, которая отвечает интересам сотрудников, общества, города и его жителей. Поэтому социальная политика ПАО «ММК» разнообразна: оказание помощи городу и его жителям, медицинское обеспечение, поддержание здорового образа жизни среди граждан, проживающих в городе Магнитогорске, социальная поддержка пенсионеров и инвалидов, проведение культурно-массовых мероприятий, поддержка общественных некоммерческих благотворительных организаций, поддержка малого и среднего бизнеса, подготовка беременных женщин к будущему материнству, помощь в прохождении практики студентам, участие в социальных проектах и в благотворительности. С каждым годом динамика инвестиций ПАО «ММК» в социальную политику увеличивается, что позволяет предприятию быть конкурентоспособным на экономическом рынке труда и быть всегда востребованным. Таким образом, предприятиям следует развивать не только внутреннюю социальную политику, но и внешнюю для дальнейшего процветания организации.

Литература:

1. Андрейченко, Н.В. Маркетинг на рынке труда: сущность, опыт, тенденции / Н.В. Андрейченко, Е.Э. Калмыкова // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9, № 1. С. 74–88.

2. Вихрева В.Е. Модели корпоративной социальной ответственности за рубежом: по какому пути идет Россия / В.Е. Вихрева // IV Международная конференция школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых «Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее» (Томск, 5–10 октября 2015 г.): Сборник научных трудов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. С. 102–106.

3. Интегрированный годовой отчет ММК за 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://mmk.ru/upload/iblock/c5f/t80bjab1uofvi6fjvf r1i26w23xtape8/Интегрированный %20 годовой %20отчет_RUS.pdf.

4. Каримов, А.Б. Корпоративная социальная политика и ее роль в воспроизводстве трудового потенциала: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)»: дисс. … канд. экон. наук / Каримов Альберт Билалович. М., 2009. — 149 с.

5. Отчет об устойчивом развитии ПАО «ММК» за 2019 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://mmk.ru/upload/report_sustainable_ development/ММК_2019 %20Отчет %20об % 20устойчивом %20развитии_RUS.pdf.

6. Романова, О.А. Инновационная компонента новой индустриализации / О.А. Романова // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 5 (73). С. 81–92.

7. Социальная политика: учебник для вузов / Е.И. Холостова [и др.]; под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2021. 344 с. (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447669 (дата обращения: 06.03.2022).

8. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т.К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т.К. Руткаускаса. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во УМЦУПИ, 2018. — 260 с.

1. Andreichenko, N.V. Marketing na rynke truda: sushchnost, opyt, tendentsii [Marketing in the labor market: essence, experience, trends] / N.V. Andreichenko, E.E. Kalmykova // Journal of Economic Regulation. 2018. Vol. 9. No. 1. P. 74–88. (In Russ.)

2. Vikhreva, V.E. Modeli korporativnoi sotsialnoi otvetstvennosti za rubezhom: po kakomu puti idet Rossiia [Models of corporate social responsibility abroad: which way Russia is going]/ V.E. Vikhreva // IV International Conference of students, PhD students, and young scientists «Resource efficient systems in the management and control: a look into the future» (Tomsk, 5–10 October 2015): Collection of scientific works. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2015. P. 102–106. (In Russ.)

3. Integrirovannyi godovoi otchet MMK za 2020 god [MMK's Integrated Annual Report for 2020] https://mmk.ru/upload/iblock/c5f/t80bjab1uofvi6fjvfr1i26w23xtape8/Integrirovannyi%20godovoi%20otchet_RUS.pdf. (In Russ.)

4. Karimov, A.B. Korporativnaia sotsialnaia politika i ee rol v vosproizvodstve trudovogo potentsiala [Corporate social policy and its role in the reproduction of labor potential]: specialty 08.00.05 «Economics and Management of the National Economy (by branches and spheres of activity, including: economics, organization and management of enterprises, industries, complexes; innovation management; regional economics; logistics; labor economics; population economics and demography; economics of environmental management; economics of entrepreneurship; marketing; management; pricing; economic security; standardization and product quality management; land management; recreation and tourism) ": thesis for the degree of PhD Candidate in Economics/ Albert Bilalovich Karimov. Moscow, 2009. 149 p. (In Russ.)

5. Otchet ob ustoichivom razvitii PAO «MMK» za 2019 god [Report on the sustainable development of PAO MMK for 2019] [Electronic resource] — URL: http://mmk.ru/upload/report_sustainable_development/ММК_2019%20Оtchet%20об%20 stable%20 development_rus. pdf. (In Russ.)

6. Romanova, O.A. Innovatsionnaia komponenta novoi industrializatsii [Innovative component of new industrialization] / O.A. Romanova // Izvestiia Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of the Ural State University of Economics]. 2017. № 5 (73). P. 81–92. (In Russ.)

7. Sotsialnaia politika [Social policy]: manual for higher educational institutions / E.I. Kholostova [et al.]; edited by E.I. Kholostova, G.I. Klimantova. 3rd ed., revised and expanded. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 344 p. (Higher education). Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/447669 (accessed: 06.03.2022). (In Russ.)

8. Ekonomika organizatsii (predpriiatiia) [Economics of the organization (enterprise)]: textbook/ T.K. Rutkauskas [et al.]; under the general editorship of PhD in Economics, prof. T.K. Rutkauskas. 2nd ed., revised and expanded. Yekaterinburg: Publishing House, 2018. 260 p. (In Russ.)

Социальная политика предприятий состоит не только из внутренней политики, направленной на удовлетворение нужд и защиту прав и потребностей сотрудников предприятий, но и из внешней социальной политики предприятия, сущность которой изображена на рис. 1. Качество социальности присуще любому предприятию, которое разделяет современные гуманистические ценности [7]. Подчеркивая производственную функцию предприятия, направленную на получение прибыли, необходимо представить его как организацию, в рамках которой функционируют отдельные частные лица со своими индивидуальными интересами. В этом плане предприятие является социальной системой, в которой необходимо согласовать интересы различных лиц и групп на основе приемлемого для всех сторон компромисса [8].

Роль предприятия существенно возрастает в проведении социальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики. В связи с этим существует необходимость развития концепции корпоративной социальной политики предприятия, согласно которой бизнес помимо производственной деятельности добровольно принимает на себя дополнительные обязательства перед обществом в области социальной политики. В отечественной литературе за последнее десятилетие стало уделяться большое внимание вопросам корпоративной социальной политики.

А. Костин рассматривает социальную политику как вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта [2].

А.Б. Каримов рассматривает социальную политику через три основные составляющие, изображенные на рис. 2 [4]. Социальная политика рассматривается как забота не только о работниках предприятия, но и населения региона. Кроме того, она должна приносить пользу потребителям продукции и акционерам.

Организации с развитой социальной политикой принимают участие в жизни города и его жителей. В данном случае предприятие повышает свой социальный статус не только в глазах сотрудников, но и самого города, что позволяет повысить уровень престижа предприятия. Чем выше статус предприятия, тем больше шансов на спонсирование предприятия. Кроме того, улучшение состояния города, в котором располагается организация, улучшает эмоциональное и физическое состояние работников, поживающих в данном городе.

Для Цитирования:
Никитина Валерия Сергеевна, Испулова Светлана Николаевна, Промышленное предприятие как субъект развития города (на примере ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»). Социальная политика и социальное партнерство. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: