Дата основания Брянского завода — 20 июля 1873 года. Именно тогда было подписано высочайшее разрешение на учреждение «Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» и утвержден «Устав общества». Учредителями общества были П.И. Губонин и В.Ф. Голубев. Позже к ним присоединились В.Н. Тенишев и В.А. Крахт. Купец, управляющий, инженер и заводчик объединили свои капиталы, возможности, знания и опыт.
Строительство завода началось с возведения чугунолитейной и механической мастерских, затем была выстроена прокатная мастерская, а через год, 20 июля 1874 года, изготовлены первые рельсы. Для производства рельсовых скреплений возвели специальную мастерскую с кузницей, а затем и мастерскую для изготовления металлических мостов и оборудования водоснабжения, железных дорог.
В 1875 году начато производство металлических конструкций для мостов и других сооружений. Изготовлены металлоконструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Амударью, Брянского (теперь Киевского) и Варшавского (теперь Белорусского) вокзалов Москвы. Из брянской стали были построены восемь броненосцев, в том числе знаменитый «Потемкин», четыре крейсера, другие суда Черноморского флота.
В 1876 году были построены шесть сталелитейных печей, рассчитанных на производство 600 тыс. пудов стали в год, что дало возможность вместо железных рельсов выпускать стальные.
В 1880 году завод изготавливал треть всей стали, производимой в России. В этом же году рельсопрокат достиг максимального за всю историю завода выпуска — 49 тыс. тонн.
Первое десятилетие заводской деятельности завершилось участием завода во Всероссийской промышленной выставке в Москве (1882 год). По ее итогам заводу было разрешено изображать на выпускаемых изделиях государственный герб России.
В 1879 году на Брянском заводе были построены первые вагоны для внутризаводского транспорта, в 1880 году — первые двухосные грузовые вагоны и платформы. Завод все больше превращался из металлургического в машиностроительный. В 1883 году организовано производство новой для России продукции - нефтяных цистерн, причем большегрузные четырехосные цистерны производились только на Брянском заводе. В 1913 году на заводе выпускалось до 300 вагонов и платформ в месяц.